После распада СССР миллионы русских, не покидая своих домов, оказались за границами России. Новая Россия - Российская Федерация, объявившая себя правопреемницей СССР, - оказалась перед непростым выбором: быть обвиненной либо в предательстве соотечественников, либо во вмешательстве во внутренние дела новообразованных «независимых» государств. Заведомо безуспешные попытки избежать этих двух обвинений, порождали третье - в отсутствии внятной политики на постсоветском пространстве. Более десяти лет основы политики РФ по отношению к соотечественникам в других странах определялись принятым в 1999 году Законом Российской Федерации «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». В 2006 году с появлением программы содействия добровольному переселению соотечественников к политике РФ в отношении соотечественников добавилось новое содержание.
Программа переселения соотечественников: благие намерения
Программа содействия переселению соотечественников в Россию начала действовать в 2007 году. Суть её отражена в Указе Президента РФ от 22 июня 2006 года «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», которым Программа была официально утверждена: «Государственная программа будет способствовать социально-экономическому развитию России, что невозможно без кардинального изменения демографической ситуации, характеризующейся в настоящее время оттоком населения со стратегически важных для России территорий, сокращением общей численности населения, в том числе трудоспособного возраста.
Содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является одним из направлений решения демографической проблемы. Воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией, соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.
Миграционные потоки в настоящее время носят стихийный характер. В результате не учитываются реальные возможности социальной инфраструктуры, увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации идей национальной нетерпимости и ксенофобии.
Выход из этой ситуации - в обеспечении осознанного выбора соотечественниками места своего будущего проживания и работы с учетом социально-экономического положения субъектов Российской Федерации».
В соответствии с программой, добровольные переселенцы имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в соответствии с региональными программами переселения субъектов РФ. Участие в программе дает право иностранным гражданам и лицам без гражданства на получение вида на жительство, а также получение гражданства РФ по упрощённой процедуре. Государство обязуется компенсировать переселенцам затраты на переезд и перевоз личного имущества, на уплату госпошлины за оформление документов, выплачивает единовременное пособие на обустройство - «подъёмные». В случае безработицы, до получения гражданства РФ участникам программы также выплачивается ежемесячное пособие. Прочие гарантии предоставляются в соответствии с программами субъектов федерации, на территорию которых переезжают соотечественники.
«Хотели как лучше, а получилось как всегда»
За четыре года действия программы воспользовались этим механизмом менее 20 тысяч человек. Критики отмечают, что программа переполнена бюрократическими ограничениями, рабочие места и жилье выделяются переселенцам в 12 пилотных регионах РФ, большинство которых считается депрессивными. В результате, переселенцам - потенциальным участникам программы - проще и выгоднее постепенно переезжать в Россию путем трудовой миграции.
Весной прошлого года председатель комитета Совета Федерации по делам СНГ Вадим Густов вынужден был констатировать, что программа не работает. «Мы думали, что к нам поедут миллионы. Но народ не поехал», - признал он. По мнению Густова, основная масса желающих уехать в Россию сделала это еще до принятия программы. При этом, по его оценкам, России, даже с учетом кризиса, необходимо «порядка миллиона высококвалифицированных специалистов» - в первую очередь, для освоения территорий Сибири, Дальнего Востока и Севера.
Нелюбимая МИДом «карта русского»
Идея создания «Карты русского» была предложена Фондом «Русские» по аналогии с «картой поляка» (Karta Polaka), документом, в соответствии с законом, принятым парламентом Республики Польша 7 сентября 2007 года, подтверждающим принадлежность граждан, проживающих в странах СНГ и Балтии, к польскому народу. Владелец «карты поляка» имеет ряд прав негражданского характера: право на получение долгосрочной многократной визы на пребывание в Польше, на легальную работу на территории Польши без отдельного разрешения, право заниматься предпринимательской деятельностью наравне с польскими гражданами, в первоочередном порядке претендовать на финансовые средства, выделяемые для поддержки поляков за границей из государственного или местного бюджета, а также проезжать по железной дороге, пользуясь 37-процентной скидкой. Аналогичным образом «карта русского», по замыслу инициаторов проекта Федерального Закона «О карте русского для соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации», должна позволить всем русским, живущим за пределами Российской Федерации, иметь те же права и свободы в культурной и экономических сферах, которые есть у граждан, живущих на территории РФ. Однако «карту русского» предлагалось выдавать не по этническому признаку (в отличие от «карты поляка») а на основе идеологической и культурной самоидентификации гражданина.
На Украине идея «карты русского» была поддержана и лоббировалась Лидером Союза Левых Сил Василием Волгой. В рабочую группу по созданию законопроекта о «Карте русского», которая была создана в июне 2008 года, вошли сам Василий Волга, академик Пётр Толочко, а также ряд юристов. С российской стороны в подготовке проекта участвовали депутаты Госдумы РФ от партии «Справедливая Россия».
Впоследствии Фонд «Русские» обвинил Василия Волгу в использовании идеи «карты русского» в корыстных политических целях. Депутат Европарламента Витаутас Ландсбергис посчитал, что намерение предоставить соотечественникам, являющимся гражданами иностранных государств, «карту русского» может представлять угрозу безопасности Литвы. Министерство иностранных дел России в свою очередь подвергло критике инициативу фонда «Русские» выдавать жителям соседних стран «карту русского» и назвало подобные действия провокацией.
Тем не менее, с 9 июля прошлого года Фонд «Русские» начал выдачу «Карты русского» самостоятельно. Некоторые зарубежные общественные организации присоединились к акции. Однако законодательно статус «карты русского» не определён до сих пор.
Закон поправили и обновили
На всемирных конгрессах соотечественников в Санкт-Петербурге 2006 г. и Москве в 2009 г. многие говорили о необходимости совершенствования российского законодательства в этой сфере. Были созданы и начали функционировать новые структуры – Россотрудничество и фонд «Русский мир». В отношении к соотечественникам изменились акценты, да и само понятие стало требовать уточнения. Довольно трудно отнести к российским соотечественникам всех без исключения граждан Грузии или стран Балтии на том лишь основании, что когда-то все жили в едином государстве. Вместе с тем, условия жизни русских в этих странах невозможно назвать комфортными.
По словам главы МИД Сергея Лаврова, прежний закон не учитывал реалий современной российской политики. Основная цель поправок в том, чтобы нацелить всех участников контактов с соотечественниками на укрепление связей с русским миром и развитие партнерства, консолидацию российских общин и защиту их прав и интересов в соответствии с нормами международного права. При этом Лавров подчеркнул, что отказываться от гуманитарной помощи соотечественникам за рубежом в российском правительстве не собираются.
Председатель Комитета ГД РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками, член правительственной комиссии РФ по поддержке соотечественников за рубежом Алексей Островский признал, что большинство соотечественников, оказавшихся после 1991-го года за пределами России живут «в тяжелых, а порой и унизительных условиях». По словам Островского, в комитет ежедневно поступают десятки обращений. Главное новшество внесенных в закон поправок, по его словам, – «более точное определение понятия «соотечественник». Кроме того, новая редакция закона предусматривает оказание соотечественникам за рубежом правовой помощи, в чем особенно нуждаются соотечественники в странах Балтии и других постсоветских государствах.
25 июля Президент Российской Федерации Д.А.Медведев подписал Федеральный Закон №214-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». В соответствии с ним в Федеральный закон от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» были внесены поправки.
В ч. 1 ст.3 Закона о соотечественниках термин «документ о принадлежности к гражданству» в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О гражданстве» заменяется термином «документ, удостоверяющий гражданство», а термин «законодательство в ч.4 ст. 7 Закона о соотечественниках, в соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О гражданстве» заменяется термином «федеральный закон».
В ч. 6 ст. 17 Закона содержится декларативная норма о том, что российская Федерация содействует получению соотечественниками общего образования на родных языках народностей Российской Федерации. В числе прочих мер, осуществляемых с этой целью, было названо признание эквивалентности дипломов, выдаваемых высшими учебными заведениями. В ч. 7. ст. 17 Закона декларируется, что Российская Федерация заключает международные договоры о признании дипломов о высшем образовании в государствах участниках СНГ, в Латвии, Литве и Эстонии. Тем самым в существовавшем до внесения изменения виде эта норма не охватывала уже заключенные международные договоры Российской Федерации. Были также устранены имевшие место расхождения в терминологии с другими законами РФ.
13 из предложенных поправок были приняты, 10 отклонены. В том числе была отклонена поправка, касающаяся предоставления соотечественникам за рубежом специального документа - «карты русского».
Директор Института стран СНГ Константин Затулин отметил, что «из всего того, что предлагалось, удалось провести одну важную поправку о возвращении в российское законодательство упрощенного порядка предоставления гражданства соотечественникам за рубежом». За период с 1991 года в соответствии с таким порядком гражданство Российской Федерации получили 2,5 миллиона человек. Упрощенная процедура получения российского гражданства соотечественниками действовала до принятия в 2009 году Закона «О гражданстве РФ». В новой редакции закона эта норма восстановлена, и упрощенный порядок получения гражданства снова действует.
Однако проблем реализации Программы по переселению соотечественников, по мнению Затулина новый закон не снимает, поскольку проблемы этой программы не связаны напрямую с законодательством.
На вопросы корреспондента «Крымской правды» согласился ответить директор Украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов.
- Владимир Владимирович, как известно в России приняты поправки в действующий закон о соотечественниках. Свои варианты предложили Константин Затулин и МИД России. Каковы отличия и как это может отразиться на русских Украины?
- Разночтений не так уж много. Основное касается выдачи представителям диаспоры «свидетельства соотечественника», которое предоставляло бы определенные льготы: право на безвизовый въезд в Россию или получение многократной визы, упрощенный порядок получения российского гражданства и многое другое.
- МИД РФ против выдачи таких свидетельств?
- Нет, министерство не возражает, но хочет сделать это формальностью. По их мнению, такие свидетельства должны выдавать общественные и культурные организации российских соотечественников за рубежом. В таком случае данный документ будет не более чем почетной бумагой, которая не имеет реального содержания. К. Затулин предлагал, что бы свидетельства выдавались соответствующего образца государственными органами. В настоящее время принят вариант, предложенный МИДом.
- Выходит, что русская диаспора оказалась в проигрыше?
- Я бы так не говорил. Конечно, решение принято, но это не значит, что на идее выдачи свидетельств соотечественника поставлен крест. К этому вопросу так или иначе еще вернутся.
Соотечественники «признанные» и «непризнанные»
Критики новой редакции Закона отмечают заметное сужение понятия «соотечественник» и не столько его уточнение, как декларировалось авторами поправок, сколько бюрократизацию. Так, депутат Госдумы, член Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Владимир Никитин считает, что «поправки правительства в закон о соотечественниках демонстрируют отказ России от державности». Новая редакция закона, по мнению Никитина, демонстрирует миру и российским соотечественникам «отказ Правительства России от принципа непрерывности российской государственности, от самобытного цивилизационного проекта и от свойственной русско-российской цивилизации миропонимания», поскольку правительство России предлагает сократить число потенциальных соотечественников в пять раз, с 200 до 40 млн. человек , путём отсечения лиц титульных наций постсоветских стран. Еще один «удар» по Русскому миру Никитин видит в «структуризации зарубежного русского мира и переходе от уведомительного принципа признаваемой идентичности соотечественника к разрешительному». Как и многие другие критики, Никитин настаивает на том, чтобы право считать или не считать себя соотечественником оставалось за гражданином, а не передавалось общественным организациям и чиновникам МИДа.
«Разделяя соотечественников на признанных и непризнанных, правительство создает условия антироссийским силам для отсечения от официальной русской диаспоры тех, кто действительно является носителями русской, а не западной духовности. Многие члены зарубежной российской диаспоры почувствовали эту опасность. А проведение Конференции соотечественников в Эстонии, на которую Посольством России была допущена только одна треть общественных объединений соотечественников, показало правомерность таких опасений», - считает В.С. Никитин.
Насколько «точным» может быть определение понятия «соотечественник» можно увидеть на примере Эстонии. Признанный по рекомендации Координационного совета российских соотечественников Эстонии «соотечественником года» мэр Таллина, лидер Центристской партии Эстонии Э. Савиасаар публично отказался от этого почётного звания, заявив, что он «не совсем в курсе деятельности движения российских соотечественников». Сависаар счёл более достойным этой награды своего однопартийца Владимира Вельмана. Однако Вельман, по его собственным словам, считающий себя «более русским, чем эстонцем», заявил в свою очередь, что «не хотел бы быть унижен этой наградой». В то же самое время, официальные круги Латвии и Эстонии с удовлетворением отмечают, что Россия стала относиться с большим «пониманием» к проблеме неграждан в этих странах.
Валентин Мещеряков, президент Ассоциации российских граждан, проживающих в Литве, считает причиной отказа от идеи «карты русского» «лень и безынициативность» российских чиновников. Известный российский историк, издатель и общественный деятель Модест Колеров с горечью отмечает, что по новой версии закона «государство Россия - как историческая Родина - признаёт своими соотечественниками только тех, кто подтвердит свою самоидентификацию уполномоченным МИДом чиновникам и активистам». Между тем, мнение ряда экспертов сводится к тому, что нынешнее «безыдейно-гуманитарное» состояние русской диаспоры за рубежом выгодно в первую очередь антироссийским силам.
Вместо заключения
По замыслу авторов изменений, наделение русских общественных организаций, признанных российским МИДом, правом отбора соотечественников должно способствовать объединению и сплочению Русского мира. По мнению же критиков, таким образом создается благодатная почва для коррупции в среде «профессиональных русских». И те, и другие по-своему правы. В середине 90-х объединившиеся русские привели к власти Президента Мешкова и отдали блоку «Россия» 75% депутатских мандатов в Верховном Совете Крыма. Таким образом, русские Крыма получили примерно пропорциональное представительство в парламенте республики. На выборах 2006 года в составе избирательного блока «За Януковича!» членам партии «Русский блок» досталось лишь 7% депутатских мест. Перед выборами 31 октября большинство разрозненных русских организаций - как «профессиональных», так и «непрофессиональных» - объединилось под знаменами «Русского Единства». Какой процент доверия русских избирателей получат они, скоро станет известно.
А пока неудобный вопрос «почему русские Крыма не голосуют за русские партии?» не имеет прямого ответа.
Николай Филиппов
«Когда я как владелец малого бизнеса в сложной ситуации подавал заявку на ссуду для покупки своего здания, обычные банки сказали, что не могут мне помочь. Г-н Бенджамин, кредитный специалист, сел со мной, выслушал мою ситуацию и решил, что я Стоит рискнуть. Вот и мы, 5 лет спустя, и я только что продлил свой кредит еще на 7 лет. Я не смог бы купить свое здание без помощи г-на Бенджамина, и буду им вечно в долгу перед ними за то, что они дали мне шанс когда никто другой не сделает этого. "
ОтветитьУдалитьЯ порекомендую вам связаться с кредитным специалистом г-ном Беном по приведенной ниже информации, если вам понадобится финансовая помощь. Г-н Бен Контактное лицо Whats-App: + 1-989-394-3740, а также электронная почта: 247officedept@gmail.com