«Не дай вам бог жить во время великих перемен», - примерно так по-нашему звучит древнее восточное изречение, необычайно популярное в последние четверть века отнюдь не только на Украине. Увы, нам не повезло. Именно в такие времена мы с вами и угодили. Раз уж такова наша карма, бесполезно жаловаться, остаётся лишь надеяться, что перемены – к лучшему, а кризис закончится выздоровлением, а не смертью пациента. В то же время наш с вами житейский опыт показывает, что хуже самих реформ могут быть только реформы незавершённые. Но если уж предлагается терпеть, то хотелось бы знать, ради чего именно. Вот с этим, увы, пока не всё ясно.
«Покращення» продолжат. Терпите
Хотим мы того или нет, а запущенный в прошлом году процесс реформирования и «покращення» нашей с вами жизни в новом году продолжится. Ели кто-то ещё не ощутил на себе лично улучшения в результате затеянных реформ, то только потому, что они пока далеки от завершения.
Представитель Президент Украины в Верховной Раде, народный депутат Юрий Мирошниченко назвал основные направления реформ 2012 года. Их 14: реформа энергетического сектора (руководитель направления - министр топлива и энергетики Юрий Бойко); дерегуляция развития предпринимательства и реформирование предоставления административных услуг (руководитель направления - первый вице-премьер-министр Андрей Клюев); реформа образования и развития научно-технической отрасли (руководитель направления - министр образования Дмитрий Табачник); международная экономическая интеграция (руководитель направления - первый вице-премьер-министр Андрей Клюев); реформы социальной отрасли (руководитель направления - вице-премьер-министр, министр социальной политики Сергей Тигипко); реформа государственных финансов (руководитель направления - министр финансов Валерий Хорошковский); реформа государственного управления (руководитель направления - Александр Лавринович); реформа финансового сектора (руководитель направления - глава Национального банка Сергей Арбузов); развитие сельского хозяйства и земельная реформа (руководитель направления - министр АПК Николай Присяжнюк); реформа ЖКХ (руководитель направления - министр ЖКХ Анатолий Близнюк); реформа медобслуживания (руководитель направления - министр здравоохранения Александр Анищенко); приватизация и управление госсобственности (руководитель направления - первый вице-премьер-министр Андрей Клюев); развитие транспортной инфраструктуры (руководитель направления – министр инфраструктуры, вице-премьер-министр Борис Колесников); национальные проекты (руководитель направления - глава Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Владислав Каськив).
По словам Мирошниченко, прошлогодний план по реформированию был выполнен на 80%.
- 20 процентов перенесено на этот год, чтобы после глубокого и всестороннего анализа были приняты реальные и действенные документы, - сообщил представитель президента.
Коней на переправе не меняют
Судя по последним кадровым изменениям, президент продолжит также укреплять личное влияние, что в условиях заявленных реформ, в общем-то логично. Аналитики не связывают отставку министра финансов с возможностью смены курса. Вместо Фёдора Ярошенко за реформу финансовой системы будет отвечать Валерий Хорошковский.
- Причины отставки Ярошенко очевидны, так как президент неоднократно высказывал претензии к финансовому блоку правительства. Хотя я думаю, что эти претензии не вполне точно идентифицированы. Дело в том, что все вопросы серьезного финансового характера были завязаны на премьере, а Ярошенко был всего лишь его правой рукой. Поэтому, конечно, отставка Ярошенко ‒ удар по Азарову, - считает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. - Как это скажется на судьбе Азарова, сказать трудно. Но позиции его сильно ослаблены. Обычно, все серьезные экономические вопросы решались двумя людьми ‒ Азаровым и Ярошенко. Кто будет сейчас помогать Азарову, можно лишь гадать. Но, в любом случае, новый глава Минфина не сможет заменить Ярошенко с точки зрения потребностей премьера. Азаров много лет проработал с Ярошенко, они хорошо друг друга знают, было совместное видение.
По мнению эксперта, нельзя исключить возможности отставки и самого премьера, но в ближайшее время смены главы кабинета ожидать не стоит.
- Разговоры на эту тему имеют основания. Многие недовольны его работой. Критика в его адрес звучала от Януковича. Кроме того, мы знаем о критике со стороны Партии регионов. Это тревожные сигналы для Азарова. Но, честно говоря, мне не кажется, что его время подошло ‒ он ещё поработает, как минимум, до конца парламентских выборов, - считает Михаил Погребинский.
Демократия с оранжевым оттенком
Европейцев интересуют реформы другого характера. Носители эталонной демократии уже готовятся выражать сожаление по поводу результата выборов-2012.
- В свете ближайших выборов комитет выражает сожаление, что в новом избирательном законе не учли главные рекомендации ПАСЕ и Венецианской комиссии, - говорится в отчёте Мониторингового комитета Совета Европы относительно функционирования демократических институтов на Украине. - Нам сообщили, что конституционная реформа будет инициирована только после следующих парламентских выборов, запланированных на октябрь 2012 года. Власть якобы надеется, что правящая коалиция получит конституционное большинство после парламентских выборов, что позволит им принимать Конституцию без необходимости проводить консультации с оппозицией.
Экс-министр иностранных дел лидер «руха», Борис Тарасюк считает, что из-за дела Тимошенко наблюдается охлаждение и в отношениях с США.
- Думаю, что в США, как и в ЕС будут следить за ситуацией в Украине и до парламентских выборов будут ожидать изменения в отношениях. Позиция США, как и ЕС по отношению к Украине будет зависеть от характера парламентских выборов, на предмет их соответствия европейским стандартам открытости и демократичности, - предупредил Тарасюк. - Сегодня мяч на поле украинской власти и имеет значение то, как именно власть разыграет этот мяч. Если поведение власти не изменится до парламентских выборов, на потепление не стоит надеяться и только выборы 2012 года смогут показать перспективу этих взаимоотношений.
Тарасюк предсказал, что фальсификации результатов выборов приведут к осложнению отношений с США, ЕС, МВФ, Всемирным банком, и в конце концов, «итогом станет дрейф украинской власти на восток, в объятия Москвы». Всё - как в приснопамятном 2004-м. Власть однако не спешит дать внятный ответ «оранжевым» и жёстко обозначить свою позицию в сфере идеологии. Конечно, после «оранжевой пятилетки» любое послабление националистического курса страны - уже достижение. Но голосовали избиратели Юго-востока, в общем-то, не за это.
Врез:
От «злуки» до «соборности»
День соборности Украины стал официальным праздником в 1999 году после принятия соответствующего указа президента Украины Леонида Кучмы. В этот день Украинская Директория провозгласила объединение УНР и ЗУНР в единое Украинское государство. 22 января 1919 года на Софийской площади Киева состоялось торжественное провозглашение «Акта Злуки», в котором говорилось: «Отныне воедино сливаются столетиями оторванные одна от другой части единой Украины — Западно-Украинская Народная Республика (Галичина, Буковина и Венгерская Украина) и Приднепровская Великая Украина. Исполнились вековечные мечты, которыми жили и за которые умирали лучшие сыновья Украины. Отныне есть единая независимая Украинская Народная Республика». В соответствии с этим актом ЗУНР пользовалась полной автономией и получала название Западной Области Украинской Народной Республики (ЗО УНР), вооружённые силы двух государств объединялись, а всем гражданам гарантировались демократические права и свободы. Однако реального объединения по ряду причин не произошло, и уже в конце 1919 года «Акт Злуки» был денонсирован.
День Свободы был установлен в 2006 году указом Виктора Ющенко и отмечался 22 ноября в честь «оранжевой» революции.
30 декабря 2011 года президент Виктор Янукович отменил День Свободы, а 22 января стал отмечаться День Соборности и Свободы.
Конец вреза
Камо грядеши, Украина?
Небезынтересно было бы узнать, какое количество граждан отмечают день Соборности и Свободы не по обязанности, а по внутреннему своему убеждению. К сожалению, социологического исследования на этот счёт пока никем не проводилось.
«Сегодня, в день Соборности и Свободы Украины, я обращаюсь к вам с чувством великой веры в то, что мы вместе - власть и общество - сможем укрепить единство нашего народа. Только наши общие усилия, наша преданность великой цели - построению сильной Украины, является гарантией того, что соборная независимая Украина всегда будет принадлежать к кругу развитых, перспективных и влиятельных государств мира. Таких государств, в которых граждане являются хозяевами своей земли, в которых обеспечены права и свободы человека, - говорится в поздравлении президента Украины. - Мы будем твёрдо и последовательно идти по этому пути. Я уверен в мудрости нашего народа. Я знаю - наши усилия увенчаются успехом».
Позиция высказанная главой государства не вызывает возражений. Вот только за чей счёт планируется укреплять единство? В западных дотационных регионах находят возможным ставить памятники бандеровцам и платить прибавки к пенсиям «ветеранам УПА» за счёт бюджета. А всем остальным, как и прежде предлагается платить и проявлять мудрость. Понятно, что Запад такая формула соборности вполне устраивает. А остальных?
Проведённое во второй половине декабря прошедшего года социологической группой «Рейтинг» исследование показало, что украинцы чувствуют себя в опасности.
- Лишь 7% опрошенных украинцев чувствуют себя вполне безопасно, а 31% - скорее безопасно. Время 54% - чувствуют себя в опасности. По этому показателю Украина уступает всем странам Евросоюза, - сообщил «Левому берегу» директор социологической группы Алексей Антипович. - Больше всего в безопасности чувствуют себя жители Западной Украины, менее защищёнными - Юга и особенно Востока Украины, где 60% чувствуют себя скорее в опасности. При этом только 4% опрошенных украинцев считают, что за последний год уровень безопасности жизни в их населённом пункте улучшился, 61% - не изменился и 28% - ухудшился.
Во имя великой цели можно и потерпеть. Но только в том случае, если граждане в эту цель действительно поверят.
Результаты опроса населения Украины о предпочтительных направлениях развития страны, проведённого Киевским международным институтом социологии в ноябре 2011 года показывают, что «великую цель» граждане видят, мягко говоря, неодинаково.
Треть опрошенных считает, что Украина в своём развитии должна ориентироваться на вступление в Европейский союз. Это значит, что нужно, как минимум, выпустить Тимошенко и переписать закон о выборах под диктовку Венецианской комиссии, причём сделать это, по-видимому, придётся несколько раз подряд – до тех пор пока не будет обеспечена победа «демократических сил».
Значительно больше – 45 процентов опрошенных – высказались за сотрудничество с Россией и вхождение в ЕЭП. Пресловутая формула «3+1» и категорическое нежелание вступать в ТС и ЕЭП свидетельствуют о том, что и эта группа населения видит «великую цель» иначе, нежели власть.
За сохранение «полной независимости и суверенитета в принятии политических и экономических решений, без вхождения в Европейский Союз и Единое Экономическое Пространство» высказались лишь 13 процентов респондентов. И судя по действиям украинских властей в прошлом году, они и есть те немногие, чьё понимание «великой цели» соответствует линии правящей партии.
- Мне кажется, что воспроизведение в нынешних обстоятельствах модели многовекторности в версии Леонида Кучмы бесперспективно. Тогда более или мене успешно можно было лукавить с партнерами на Западе и Востоке. Грубо говоря - дурить и тех и других, извлекая из этого геополитические дивиденды. И то до поры до времени «Украины без Кучмы». Сегодня такая модель работать не может. Сегодня, на мой взгляд, востребовано честное и открытое декларирование приоритетов - как краткосрочных, так и долгосрочных. Тогда и только тогда мы будем прогнозируемым и уважаемым партнёром, как на Западе, так и на Востоке, - считает политолог Михаил Погребинский. - Почему бы нам честно и открыто не сказать: нашим приоритетом на ближайшие пять-десять лет является повышение качества жизни граждан, а получить для этого необходимые ресурсы мы можем, лишь участвуя в интеграционных проектах на постсоветском пространстве. При этом мы будем опираться на «молчаливое большинство» общественного мнения и параллельно выстраивать государственные институты по европейскому образцу, скрупулезно выполняя ежегодные планы Украина – ЕС. Или, напротив, честно скажем, что будем платить высокую цену на газ и т.п., будем прислушиваться к рекомендациям лидеров ЕС (в частности, кого судить, а кого - миловать) с уверенностью в том, что рано или поздно наша интеграция в европейскую семью народов приведёт к высоким жизненным стандартам. Такая позиция сегодня поддерживается относительным меньшинством населения, но со временем это меньшинство станет большинством, так как молодёжь сегодня склонна выбирать европейский вектор интеграции.
Николай ФИЛИППОВ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий