Украина в очередной раз поставлена перед необходимостью сделать геополитический выбор. И в очередной раз украинская власть стремится от этого выбора увильнуть. Однако мир вокруг меняется, и усидеть на двух стульях с каждым годом становится всё труднее. А терзания украинских «элит» всё больше напоминают бессмертный монолог Михаила Жванецкого «Я видел раков».
ЗСТ с Европой
Зона свободной торговли (ЗСТ)- тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Между странами-участницами ЗСТ сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы. ЗСТ представляет собой более мягкий вариант интеграции, нежели Таможенный союз.
Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС, которое предусматривает создание зоны свободной торговли, обещали подписать ещё в прошлом году. Однако этого не произошло. Новые торговые правила неизбежно приведут к переформатированию внутреннего рынка Украины, а полностью воспользоваться преимуществами ЗСТ украинские предприятия смогут лишь через несколько лет.
Бывший украинский президент Леонид Кучма ещё зимой заявил, что Украине не нужна зона свободной торговли (ЗСТ) с Европейским Союзом.
- Нам предлагают больше 400 изъятий в рамках ЗСТ. Это такая торговая политика, которая для нас неприемлема. Такая зона свободной торговли с ЕС нам не нужна, - сказал Кучма.
По его мнению, «в области сельского хозяйства Украина ещё может конкурировать с ЕС, однако не в отраслях высоких технологий». Поэтому, по прогнозам Кучмы, «украинская экономика однозначно проиграет от подписания соглашения с ЕС».
Тем не менее, в ходе очередного раунда переговоров о ЗСТ, прошедшего накануне визита в Киев российского премьера Владимира Путина, были достигнуты определённые успехи. Какие именно, пока известно лишь со слов участников переговоров. В частности, Украина согласилась снизить требования в сфере экспорта зерна, а Евросоюз - повысить квоты на экспорт украинского мяса. Украина также согласилась отменить пошлины на импорт автомобилей, произведённых в ЕС. Впрочем, проблемных вопросов остаётся по-прежнему немало. Европейцы, например, всерьёз опасаются, что с помощью украинских энергетических компаний на европейский энергорынок могут получить доступ Россия и Китай. Поэтому в сфере энергетики придти к соглашению пока не удаётся.
Любое облегчение доступа на европейские рынки - безусловное благо для страны с отрицательным сальдо внешнеторгового баланса. Но кроме выполнения достигнутых соглашений для продвижения на рынок Евросоюза обязательным требованием к украинским товарам будет строгое соответствие стандартам ЕС. Таким образом, европейцы в любой момент могут прекратить доступ на свои рынки любой продукции под предлогом несоответствия установленным ими нормам и стандартам. Украина, не будучи членом ЕС, оказывается в заведомо подчинённом положении, независимо от того, к каким соглашениям удастся прийти.
- Украина не понимает всей опасности таких европейских технологических стандартов, которые во многом создаются, изначально предоставляя конкурентные преимущества европейским товарам. Украине необходимо более внимательно отслеживать это европейское лобби. И только исходя из этого, принимать решение, в какой экономической модели развиваться дальше, - предупреждал во время круглого стола в Киеве директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. По мнению политолога, Европа рассматривает Украину лишь как «удобный рынок для поставки своих товаров». Ни о каком равноправном партнёрстве в рамках ЗСТ речь, стало быть, идти не может.
Почему Украину зовут в ТС
Таможенный союз, (ТС) - форма межгосударственного соглашения об отмене таможенных пошлин в торговле между странами-участницами, а также форма коллективного протекционизма от третьих стран. В отличие от зоны свободной торговли, Таможенный союз предусматривает образование «единой таможенной территории». Кроме того, ТС - форма межгосударственной интеграции, предполагающая создание наднациональных органов.
Процесс формирования ТС был долгим и непростым - первый договор Россия, Белоруссия и Казахстан подписали еще в 1995 году. Решение о завершении формирования единой таможенной территории высшим органом Таможенного союза к настоящему времени не принято, но в июле прошлого года союз уже вступил в действие. Первой стадией стало введение с 2010 года единых пошлин на импорт в Белоруссию, Россию и Казахстан. 1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии отменён транспортный контроль. Трансформация Таможенного союза в экономический официально запланирована на 1 января следующего года. Уже в текущем году некоторые функции антимонопольных ведомств начнут исполнять комиссии Таможенного союза (КТС). А с 2013 года будут введены единые макроэкономические стандарты для стран-участниц.
По оценкам специалистов, создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно 15% к ВВП стран-участниц к 2015 году.
Доводы противников присоединения Украины к ТС сводятся главным образом к неизбежной «потере части суверенитета», однако при вступлении в ТС Украине, по сути, предлагается участвовать в его формировании.
Российский интерес к Украине очевиден. Как сообщил глава украинского правительства Николай Азаров на встрече с российским премьером, в январе-феврале по сравнению с тем же периодом прошлого года объемы торговли между Украиной и РФ увеличились более чем наполовину. Россия традиционно занимает первое место в структуре украинского внешнеторгового товарооборота, заметно опережая почти все страны ЕС вместе взятые. Украина, в свою очередь по итогам первых двух месяцев текущего года впервые за много лет вошла в тройку крупнейших торговых партнёров РФ, уступив лишь Германии и Китаю. Кроме того, наблюдается рост прямых инвестиций в украинскую экономику.
Присоединение к единому таможенному пространству, по оценкам ответственного секретаря Комиссии ТС Сергея Глазьева, даст возможность увеличения экспорта украинских товаров на сумму от 4 до 9 миллиардов долларов, а ликвидация экспортных пошлин на нефть и снижение цен на газ позволит Украине экономить 5-6 миллиардов ежегодно. Кроме того, статус представительства Украины в наднациональном органе Таможенного союза - Комиссии будет выше, чем, например, Белоруссии (исходя из масштабов экономики), а «вес» российского представительства снизится: сегодня на долю РФ приходится 57% голосов, а после вступления Украины останется меньше 50%.
Зачем это нужно России? Причины такого внимания к Украине лежат не столько в экономической, сколько в геополитической плоскости. Как уже неоднократно декларировалось, Таможенный союз - лишь первый этап на пути создания Единого экономического пространства (ЕЭП) - российского аналога Европейского союза.
Осенью прошлого года в статье для немецкой газеты Suddeutsche Zeitung премьер-министр РФ Владимир Путин предложил ЕС создать экономический альянс, который мог бы расположиться на территории «от Владивостока до Лиссабона». Украина нужна России именно для участия в этом амбициозном геополитическом проекте.
Единое экономическое пространство (ЕЭП) - проект экономической интеграции трёх государств СНГ - России, Казахстана, Белоруссии.
Цель формирования ЕЭП - создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.
Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменены едиными правилами в области конкуренции и субсидий.
В начале декабря 2010 года РФ, Казахстан и Белоруссия подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства.
ЕЭП должно быть создано на территории России, Белоруссии и Казахстана к 1 января 2012 года. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП начнут работать с июля 2012 года.
На российско-германско-французском саммите в Довиле 19 октября 2010 года лидеры Германии, России и Франции согласовали план действий, по которому через 10-15 лет Россия и Евросоюз могут представлять собой единое экономическое пространство - без виз и с общей системой безопасности.
Между двух стульев
Визит Путина не был таким безрезультатным, каким его пытаются изобразить украинские СМИ. Российский премьер назвал точную дату, когда представителей «незалежной» ждут в Москве с ответом - 7 июня.
Украинский интерес, сообразно традициям «многовекторности», в том, чтобы не принимать никакого принципиального решения и продолжать выторговывать себе уступки и с Востока, и с Запада. Формула «3+1», предложенная президентом Януковичем устраивает и европейцев, и собственную «оппозицию», поскольку означает отказ от вступления в ТС. Однако российская сторона такого рода «промежуточные» варианты не рассматривает. Если до 7 июня Украина не определится со своим геополитическим вектором, вероятно, ей начнут «помогать» путём введения экономических санкций со стороны России. Смогут ли, а главное, станут ли даже пытаться европейские партнёры компенсировать Украине, например, ограничения на экспорт труб, которые чувствительно ударят по деловым интересам Виктора Пинчука и Рината Ахметова? Вопрос риторический. С другой стороны, президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, посетивший Киев сразу после Путина, предупредил президента Украины, что вступление Украины в ТС сделает невозможным переговоры с Евросоюзом о зоне свободной торговли. О том же говорили раньше посол Германии, европейский комиссар по расширению Евросоюза и политике соседства, представители Еврокомиссии и других европейских структур. С другой стороны, ускоренное (ценой принесения в жертву государственных интересов, как в случае с ВТО) вступление Украины в ЗСТ станет барьером на пути в Таможенный союз, предупредил глава КТС Сергей Глазьев.
- Теоретически Киев и потом сможет к нам присоединиться, но фактически Евросоюз не разрешит этого сделать. Для нас это очевидно - мы же видим, какое давление идёт со стороны ЕС. Кроме того, в этом случае нам потребуется провести унификацию торговых режимов, так что мы предложим ЕС распространить украинское соглашение о ЗСТ на все четыре государства, - сказал он.
Следовательно, можно предположить, что и российская сторона приложит усилия, чтобы помешать вступлению Украины в ЗСТ.
Характерно, что факт членства Украины в ВТО на условиях, подписанных Виктором Ющенко, сегодня используются против Украины как сторонниками, так и противниками вступления в ТС.
После вступления во Всемирную торговую организацию условиями аренды знаменитых на всю Европу украинских чернозёмов начали интересоваться представители более развитых стран - от Франции до Ливии. Во внешнеторговом балансе страны наблюдается стабильное превышение импорта над экспортом. Снизилась также доля продаж производимых на территории Украины потребительских товаров. Вопреки оптимистичным прогнозам, членство Украины в ВТО не привело к ожидаемым положительным последствиям, которые могли бы проявиться в смягчении влияния кризиса на реальный сектор экономики - промышленное производство и инвестиционную деятельность. Вступление Украины в ТС неизбежно заденет интересы стран-членов ВТО, что приведёт к длительным международным разбирательствам. Однако в рамках ТС решать проблемы с ВТО по защите своих рынков и производителей Украине было бы легче. Не в последнюю очередь, потому что США слишком заинтересованы во вступлении России во Всемирную торговую организацию, чтобы позволить отложить это событие ещё на несколько лет. А вступление России в ВТО теперь возможно только в рамках Таможенного союза. Показательно, что Киргизия, тоже член ВТО, заявила о своём намерении вступать в Таможенный союз. Так что членство в ВТО непреодолимым препятствием для вступления в ТС не является. Главная проблема Украины - в необходимости сделать геополитический выбор.
Николай ФИЛИППОВ.
Врез:
[…]
Вот и выбирай,
по пять, очень большие, но вчера,
либо по три, маленькие, но сегодня, понял?
Не всё, но понял, но не всё? Но всё-таки понял...
Хотя не всё, но сообразил почти, да?
Хотя не всё сообразил, но сообразил.
Хотя не всё.
Ну пошли. Не знаю куда, но пошли. Хотя не знаю куда.
Но надо идти. Хотя некуда.
Уже три - надо бежать...
Но некуда... В том-то и всё дело...
М. Жванецкий. Я видел раков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий