среда, 6 апреля 2011 г.

«Язык вражды»

Международные демократические нормы касаются всех, кроме русских. Разумеется, так откровенно эту позицию никто не формулирует, но все действия европейских (как и американских) поборников демократии говорят именно об этом. В русских можно стрелять, как в Грузии, и это не агрессия. Агрессия, это когда русские стреляют в ответ или просто бьют кулаком по демократическому лицу. Русских можно унижать, это не дискриминация. Дискриминация, это когда русские требуют соблюдать их гражданские права. Это требование уже само по себе – «имперский шовинизм». Если бы этих ужасных русских вообще не было, старушке Европе было бы намного спокойнее. Но мы есть. И поэтому европейцы часто оказываются в неловком положении.

Если едешь ты в Европу…

Впервые Верховный Совет Украины принял закон «О ратификации Европейской хартии о региональных языках или языках меньшинств» в 1992 году. Однако 12 июля 2000 года этот закон был отменён решением Конституционного суда. Во второй раз Хартия была ратифицирована законом «О ратификации Европейской хартии о региональных языках или языках меньшинств» от 15 мая 2003 года. После этого Украина ещё в течение двух лет не передавала документы о ратификации Хартии в секретариат генерального секретаря Совета Европы и сделала это лишь 19 сентября 2005 года. Поэтому Европейская хартия о региональных языках или языках меньшинств для Украины вступила в действие только с 1 января 2006 года и в соответствии с Законом Украины «О международных договорах Украины» стала частью национального законодательства.

8 июля 2010 года комитет министров Совета Европы одобрил первый Доклад о применении на Украине Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств и рекомендации правительству Украины. Комитет экспертов фактически признал недостоверным отчёт украинского правительства об исполнении Хартии и вынес довольно жёсткие рекомендации, основанные на информации правозащитных и общественных организаций.

Совет Европы в частности рекомендовал обеспечить жителям, говорящим на региональных языках или языках меньшинств, право на получение образования на родном языке, а также обеспечить использование региональных языков для доступа к высшему образованию. Европейцы указали на необходимость модифицировать существующий порог официального использования языков меньшинств в местных и региональных органах власти, чтобы Хартия могла применяться в ситуациях, когда количество носителей региональных языков является для этого основанием.

Особое внимание Совет Европы акцентировал на проблеме дублирования фильмов, теле- и радиовещания. В рекомендациях чётко сказано, что квоты, введённые для трансляции радио- и телепередач, а также требования дублировать все иностранные фильмы на украинский язык, не должны быть препятствием для распространения телепрограмм и фильмов на региональных языках или языках меньшинств.

Отметив уникальное положение русского языка на Украине, Совет Европы указал, что язык, подпадающий под защиту Хартии, не обязательно должен быть языком национального меньшинства, а может быть и в более привилегированном официальном статусе.

Таким образом, Доклад и рекомендации Комитета независимых экспертов, одобренные комитетом министров Совета Европы, полностью соответствуют позиции Партии регионов. В официальных документах Совет Европы фактически признал наличие дискриминации и вытеснения региональных языков и языков меньшинств на Украине и потребовал принять срочные меры по обеспечению широкого применения таких языков в кинематографии, телевидении и радиовещании, государственном и административном делопроизводстве, в образовательном процессе на всех уровнях.

«Искусство компромисса» в исполнении регионалов

С учётом рекомендаций комитета независимых экспертов, одобренных комитетом министров Совета Европы, был подготовлен проект закона о языках, призванный заменить ныне действующий закон «О языках в Украинской ССР», принятый ещё в 1989 году. Законопроект внесли в парламент представители трёх фракций: Александр Ефремов (ПР), Сергей Гриневецкий (Блок Литвина) и Пётр Симоненко (КПУ).

В сентябре прошлого года рассмотрение законопроекта против повышения статуса русского языка выступил ранее вполне лояльный, демократичный и толерантный (на словах) спикер Верховного Совета Владимир Литвин. Во время заседания согласительного совета парламентских фракций Владимир Литвин предложил отложить обсуждение законопроекта. Он сообщил, что обратился к президенту Национальной академии наук Украины с просьбой дать оценку каждому из семи законопроектов, касающихся функционирования языков на Украине.

Как и следовало ожидать, демарш спикера стал удобным поводом для более или менее громких предвыборных заявлений представителей различных политических группировок.

В свою очередь народный депутат Вадим Колесниченко сообщил журналистам, что политтехнологами БЮТ уже подготовлен план провокаций и кампании «чёрного пиара» против принятия проекта закона о языках Украины. Эта кампания, по информации Колесниченко, необходима штабу БЮТ исключительно во время избирательного процесса для манипуляции общественным мнением и получения голосов на выборах в органы местного самоуправления. Пропагандистская кампания против принятия закона действительно была развёрнута. Кроме «оранжевых» политиков в кампанию против русского языка активно включились учёные мужи.

Не дожидаясь решения Национальной академии наук, учёный совет Национального университета «Киево-Могилянская академия» пришёл к выводу, что законопроект «О языках в Украине» является «неконституционным» и должен быть снят с рассмотрения Верховным Советом. Президиум Академии наук высшей школы Украины также выступил с заявлением, что принятие законопроекта «снимет мотивацию к изучению украинского языка и усилит языковое разделение в обществе».

Несколько позже Институт украинского языка Национальной академии наук вместе с Институтом языкознания им. А. А. Потебни, проанализировав все семь внесённых в украинский парламент «языковых» законопроектов, рекомендовал ни один из них не принимать. Директор Института украинского языка НАНУ Павел Гриценко заявил, что рассмотренные законопроекты «содержат много противоречий и усиливают регионализацию и раскол Украины».

В результате фракция Партии регионов, чтобы снизить накал парламентских страстей, отказалась от первоначального намерения добиться принятия закона о языках ещё до 31 октября. Выборы были важнее.

Статистическая справка

По данным последней переписи населения, русский язык назвали родным 14,273 млн. граждан Украины, или 29,6 % населения страны. Более половины из них - русские. Кроме этнических русских русский язык назвали родным 5 миллионов 545 тысяч украинцев, 172 тысячи белорусов, 86 тысяч евреев, 81 тысяча греков, 62 тысячи болгар, 46 тысяч молдаван, 43 тысячи татар, 43 тысячи армян, 22 тысячи поляков, 21 тысяча немцев, 15 тысяч крымских татар, а также представители других этносов.

В тоже время на русском дома предпочитают говорить от 43% до 82% процентов жителей Украины. Наиболее распространён русский язык в восточных и южных областях: по-русски предпочитают говорить 98% жителей Севастополя, 97% населения АР Крым, 72% жителей Днепропетровской области, 93% жителей Донбасса, 81% жителей Запорожской области, 89% жителей Луганской области, 66% жителей Николаевской области, 85% жителей Одесской области, 74% жителей Харьковской области.

Процент русскоговорящих людей на западе Украины также довольно высок. Абсолютное большинство русскоязычных граждан (86%) воспринимают Украину как свою Родину, а 72% являются в той или иной мере её патриотами.

После убедительной победы на местных выборах 31 октября регионалы были слишком заняты Конституционными преобразованиями и укреплением позиций во власти, чтобы отвлекаться на решение языковых проблем. Кроме того, у националистов появились новые аргументы. Первым против повышения статуса русского языка высказался верховный комиссар ОБСЕ по делам нацменьшинств Кнут Воллебек, хорошо известный украинским правозащитником умением в упор не видеть ущемления прав русского населения ещё во времена господства «оранжевых». Настоящим «сюрпризом» для соотечественников стало выступление против повышения статуса русского языка председателя комитета по иностранным делам Государственной Думы РФ Константина Косачёва, в котором он практически дословно воспроизвёл все аргументы украинских националистов. Член правящей партии «Единая Россия» Косачёв назвал русский язык «этим языком», подчеркнув, что Россия не требует от Украины изменения языковой политики. На родине позицию Косачёва покритиковали некоторые однопартийцы, однако официального опровержения его слов так и не последовало.

Просвещённая Европа в очередной раз продемонстрировала свою двойную мораль и внесла свою лепту в защиту от «этих русских».

Европейская комиссия за демократию через право (более известная как Венецианская комиссия) также раскритиковала проект закона о языках, хотя и в более осторожных выражениях, нежели председатель думского комитета. По мнению комиссии, «защита русского языка может быть сомнительной с правовой точки зрения и повысить неоправданное напряжение в украинском обществе». А после общения со спикером Верховного Совета Украины Владимиром Литвиным, европейские эксперты пришли к выводу, что законопроект вряд ли будет рассмотрен в текущем году.

И снова обещания

Незадолго до выборов 31 октября народные депутаты от Партии регионов Вадим Колесниченко и Михаил Чечетов в беседе с корреспондентом «Крымской правды» выражали уверенность, что 2011 год Украина встретит уже с новым законом о языках.

Выполнить эти обещания регионалам не удалось.

- Я не считаю возможным отступать в этом вопросе. Для нас куда важнее исполнение Хартии о правах языков нацменьшинств, чем решений Венецианской комиссии. Мы будем публично выступать против этих выводов. В конце концов, мы очень скоро опубликуем текст доклада с нашими комментариями о нестыковках в заключениях европейских экспертов, - заявил народный депутат от Партии регионов, глава Координационного совета организаций российских соотечественников Вадим Колесниченко.

- Все обещания Партии регионов, в том числе относительно русского языка, мы обязательно выполним. В том числе это касается русского языка, принятия закона о языках. И переживать здесь не стоит. То, что Венецианская комиссия дала такой неутешительный вывод относительно текста проекта закона, не должно расстраивать раньше времени. Ведь выводы комиссии имеют рекомендательный и необязательный характер, - заявил народный депутат, первый заместитель главы парламентской фракции Партии регионов Михаил Чечетов. - Если там есть существенные замечания, то мы их учтём. Мы внимательно всё почитаем, сделаем выводы. Но если такой вывод был пролоббирован и проплачен со стороны наших оппонентов, а я этого не исключаю, то эти рекомендации можно выбросить в мусорный ящик.

Чечетов пообещал, что фракция регионалов сделает всё возможное для принятия закона о языках «до конца текущего года», теперь уже 20011-го. Попытка №2.

Напомним, что сегодня Украина живёт по закону «О языках в Украинской ССР», принятому в 1989 году. Ирония судьбы в том, что два десятилетия назад закон, к положениям которого сегодня часто обращаются правозащитники, отстаивая права русскоязычных граждан, небезосновательно считался украинизаторским и антирусским.

Одним из критиков этого закона был наш собеседник Владимир Алексеев, народный депутат Украины I-II созывов, эксперт международной комиссии ОБСЕ и Совета Европы, оценивавшей выполнение Хартии.

- Закон «О языках в Украинской ССР» 1989 года был направлен на искоренение русского языка, пояснил Владимир Геннадьевич, - и лишь для того, чтобы эта направленность не была слишком очевидной, в него вводились некоторые «компенсирующие» нормы. Сегодня ограничительные нормы в отношении русского языка этнонационалистами выполнены полностью. А в части гарантий русскому языку положения закона властями игнорируются. Но эти гарантии - единственное, что нам осталось.

Всё, что остаётся русским гражданам Украины - ждать выполнения обещаний или появления иной политической силы, менее склонной к компромиссам с националистами. Но ни западные, ни украинские, ни российские элиты в появлении такой силы не заинтересованы.

Николай ФИЛИППОВ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий