Плоды поспешности при разделе советского наследства в начале девяностых продолжают сказываться до сих пор. Тем, кто делил СССР, во-первых, трудно было столь быстро отвыкнуть мыслить категориями большой коммунальной квартиры с общей кухней, а во-вторых, не государственными интересами они руководствовались. «Кемска волость? Крым? Черноморский флот? Проливы? Да забирайте!»
После распада СССР Украина при равнодушном молчании (а порой и прямом содействии) Кремля, спокойно присвоила себе Севастополь и «прихватизировала» большую часть наземного имущества и баз Черноморского флота. Наша газета уже писала о том, в каком состоянии сегодня находятся уникальные военные объекты времен СССР - ЗКП, база подводных лодок в Балаклаве и многие другие.
Первое соглашение о разделе ЧФ было заключено в 1993 году, когда украинской стороной уже было захвачено значительное количество объектов и флотского имущества. По версии бывшего командующего ЧФ Игоря Касатонова, администрация Ельцина планировала позволить Киеву присвоить весть флот, а не делить его между Украиной и Россией.
В мае 1997 года в Киеве были подписаны три соглашения: межгосударственные соглашения о параметрах раздела Черноморского флота, а также о статусе и условиях пребывания ЧФ РФ на территории Украины и межправительственное соглашение о взаиморасчетах, связанных с разделом флота и пребыванием ЧФ РФ на территории Украины. Тогда же был определён двадцатилетний срок (до 28 мая 2017 года) базирования Черноморского флота в Севастополе. Через три дня -31 мая 1997 года - был заключён Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной, более известный как «Большой договор». По условиям договора, по истечении срока действия он автоматически продлевается еще на 10 лет, если одна из сторон не заявит о намерении его не продлевать. Сделать это можно не позднее, чем за шесть месяцев до конца действия «Большого договора».
Как показали дальнейшие события, так называемые «базовые соглашения» по флоту, заключённые в девяностые годы прошлого века, оставили нерешенными много спорных вопросов, чем уже при Ющенко украинская сторона не преминула воспользоваться. Это вопросы принадлежности и порядке совместного использования гидрографических объектов (маяков), порядок регистрации российских военнослужащих на территории Украины, условия пересечения границы и т.д.
Сам «Большой договор» по большей части носит декларативный характер, что позволяет украинской и российской сторонам по-разному трактовать его положения. Ряд российских политиков - мэр Москвы Юрий Лужков, директор Института стран СНГ Константин Затулин и другие - призывали не продлевать договор, как не отвечающий интересам России, поскольку Украина либо не выполняет его положения, либо интерпретирует их по-своему. Представители националистических кругов Украины, находившихся у власти во времена Ющенко, также призывали не продлевать договор и выгнать российский флот из Севастополя не дожидаясь 2017 года. В результате ни Россия, ни Украина не сделали необходимых заявлений и срок действия «Большого договора» был автоматически продлён ещё на десять лет.
Во время известных событий в Грузии решением СНБО, утверждённым указом президента Ющенко от 13 августа 2008 года, Украина в одностороннем порядке ужесточила режим пересечения границы военнослужащими, кораблями и летательными аппаратами Черноморского флота РФ. В случае невыполнения командирами российских кораблей и самолетов решений СНБО украинские власти могут требовать немедленно покинуть внутренние воды и воздушное пространство Украины.
- У Украины просто не было сил и средств обеспечить выполнение этого указа и блокировать наши перемещения на воде, - сообщил наш источник в штабе ЧФ РФ, - что касается наземных перемещений, тут им удалось в определённой степени нашу деятельность парализовать. Это и скандалы с перевозкой ракет, хотя их возят тут уже лет пятьдесят, и маршруты не изменились, и ноты МИДа, и многое другое. В настоящее время этот указ не отменён и вопрос не закрыт. Нам перестали препятствовать, перестали искусственно создавать трудности при новой власти, но законодательно воз и ныне там. Решения хозяйственных судов по маякам тоже не отменены, хотя к нам и перестали ходить судебные исполнители.
Обновление плавсостава, по словам источника, необходимо «ещё позавчера».
Демонстрацией нового курса Украины стали знаменитые Харьковские соглашения, в результате которых пребывание ЧФ РФ на территории Украины продлено до 2042 года. Экс-президент Кучма, комментируя эти соглашения, счёл их не противоречащими Конституции Украины и напомнил, что хотя одно из базовых соглашений о пребывании флота в Севастополе было заключено в июне 1995 года, то есть до принятия действующей Конституции, то основная международно-правовая база пребывания ЧФ в Крыму создавалась уже при действующей Конституции. Особенно ретивым оппозиционерам Кучма напомнил, что в Основном законе кроме статьи 17, запрещающей размещение на территории страны иностранных военных баз, есть еще и статья 14 Переходных положений, в соответствии с которой «использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных военных формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины». Именно этой статьёй, по словам экс-президента, и определяется дислокация Черноморского флота на военно-морской базе в Севастополе.
Как стало известно нашей газете, в настоящее время готовятся проекты украино-российских соглашений об инфраструктуре флота, о порядке пропуска военнослужащих ЧФ через украинскую границу, о таможенном режиме ввоза материально-технических средств и вооружений флота на территорию Украины, о порядке замены и обновления плавсостава и вооружений ЧФ, о совместном использовании навигационно-гидрографических объектов и даже о порядке применения оружия военнослужащими ЧФ РФ за пределами мест базирования.
Что может получить Украина взамен, кроме традиционной скидки в цене на российский газ?
Как заявлял посол Украины в Российской Федерации Владимир Ельченко, проект Декларации о стратегическом партнерстве, разработанный украинской стороной, передан российскому МИДу еще в июле. Посол выразил надежду, что Декларация будет подписана до конца текущего года. Этот документ не заменит собой «Большой договор», а лишь «заполнит существующие пробелы». В своих заявлениях прессе Владимир Ельченко был не склонен увязывать вопросы базирования Черноморского флота с давним украино-российским спором о границах.
Проблема делимитации и демаркации границ между Украиной и РФ остаётся нерешённой долгие годы. И это, в частности, одна из причин, по которым Европейский Союз даже не рассматривает возможности безвизового режима с Украиной.
В 1991 году Украина определила границу в Керченском проливе восточнее острова (косы) Тузла. В 1999-м в одностороннем порядке была определена «линия охраны государственной границы». В 2003 году был подписан российско-украинский договор о государственной границе, статье 5 которого зафиксирован статус Азовского моря и Керченского пролива как внутренних вод. Изначально украинская сторона настаивала на разделе акваторий Азовского моря. Вопрос о морской границе тогда не получил окончательного решения и был выделен в отдельный предмет для последующих переговоров.
В мае министры иностранных дел Константин Грищенко и Сергей Лавров подписали соглашение о демаркации сухопутной границы между Украиной и Россией.
Следует пояснить значение терминов. Энциклопедический словарь даёт следующее толкование: делимитация границ (от лат. delimitatio) - определение государственной границы по соглашению между сопредельными государствами, зафиксированное в договоре и графически изображённое на прилагаемых к договору картах. На основании делимитации границы проводится демаркация границы. Демаркация границ - установление линии государственной границы на местности путём сооружения пограничных знаков на основании документов о делимитации границ. Осуществляется смешанными комиссиями, которые образуются договаривающимися сторонами.
Говоря простым языком, делимитация - установление границы на карте, а демаркация - на местности.
Второго июля РФ и Украина подписали протокол по Керченскому проливу, в котором определены направления дальнейшей работы по поиску взаимоприемлемого урегулирования вопроса. Кроме этого стороны детально обсудили весь комплекс проблем, связанных с разграничением акваторий Азовского и Черного морей. Следующая встреча делегаций должна пройти в Киеве в октябре.
Напомним, ранее министр иностранных дел Украины Константин Грищенко заявил, что Украина намерена разрешить России свободно использовать Керчь-Еникальский канал. Его предшественник на посту министра, кум президента Ющенко Пётр Порошенко также выступал с подобными предложениями в обмен на признание Россией «украинского варианта» границы - восточнее острова (косы) Тузла. В настоящее время, движение судов в Керченском проливе по глубоководному Керчь-Еникальскому фарватеру контролируется украинской стороной. Керчь-Еникальский канал состоит на балансе Керченского морского торгового порта, а лоцманские предприятия зарабатывают сотни миллионов гривен в год на проводке иностранных судов. В случае если Россия пойдет на признание украинского варианта границы в обмен на право бесплатного пользования фарватером, керченские предприятия могут потерять до15 процентов выручки. Впрочем, учитывая государственную важность вопроса, если появится шанс договориться с Россией о границах, с такими потерями вряд ли будут считаться.
Николай ФИЛИППОВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий