четверг, 9 сентября 2010 г.

В поисках справедливости

Первым шагом на пути восстановления исторической справедливости в отношении репрессированных в годы Советской власти народов стало принятие Декларации Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав».

Депортации народов СССР

Первыми жертвами советских депортаций стали терские казаки, которые в 1920 году были выселены в другие районы Северного Кавказа, на Донбасс, а также на Крайний Север, а их земля была передана чеченцам и ингушам. В 1921 году жертвами советской национальной политики стали русские из Семиречья, выселенные из Туркестанского края.

В августе 1941 года указом президиума Верховного Совета СССР была ликвидирована автономная республика немцев Поволжья, 367000 немцев были депортированы в республику Коми, на Урал, в Казахстан, Сибирь и на Алтай. Весной 1942 года по решению Военного совета Ленинградского фронта из прифронтовой зоны было депортировано около 40 тысяч немцев и финнов. В 1943-м и 1944-м годах были проведены массовые выселения калмыков, ингушей, чеченцев, карачаевцев, балкарцев, крымских татар, ногайцев, турок-месхетинцев, понтийских греков, болгар, крымских цыган, курдов. Немцы и финны, вернувшиеся домой после войны из мест высылки, в 1947-1948 годах были депортированы повторно. С 1948 по1953 год более 100 тыс. азербайджанцев были депортированы из Армянской ССР в Азербайджанскую ССР.

Исторические примеры репрессий по национальному признаку

Во время Второй мировой войны около 120 тысяч японцев, две трети из которых были гражданами США, с санкции президента Рузвельта были выселены с Западного побережья Соединенных Штатов, примерно 110 тысяч были помещены в концентрационные лагеря, официально называвшиеся «военными центрами перемещения». После бомбардировки Пёрл-Харбора и в соответствии с «законом о враждебных иностранцах» были изданы президентские указы 2525, 2526 и 2527, которые объявляли всех немцев, итальянцев и японцев враждебными иностранцами.

В 1945 году законы о выселении были отменены. В 1948 году интернированным была выплачена частичная компенсация за потерю собственности, а через 40 лет президент Рейган от имени правительства США принёс официальные извинения.

После Второй мировой войны более 3 миллионов судетских немцев и около 500 тысяч карпатских немцев были изгнаны из Чехословакии и поселились в Германии и Австрии, а освободившиеся земли были заселены чехами. Депортация немцев из Чехословакии сопровождалась многочисленными жертвами среди мирного населения. По декретам Бенеша немцы и венгры лишались чехословацкого гражданства, а их имущество подлежало конфискации. В настоящее время организации судетских немцев Австрии требуют возвращения конфискованного имущества, стоимость которого оценивают в 260 миллиардов евро.

Российский опыт реабилитации

Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. .№ 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» определил понятия «репрессированные народы», «реабилитация репрессированных народов», виды реабилитации и признал незаконными все правовые акты, в том числе местных органов и должностных лиц, принятые в отношении репрессированных народов, за исключением актов, восстанавливающих их права.

Реабилитация предусматривает возвращение народов согласно их волеизъявлению, в места традиционного проживания на территории РФ. При этом не должны ущемляться права и законные интересы граждан, проживающих на территориях репрессированных народов. В отличие от Украины в РСФСР была создана серьёзная правовая основа реабилитации жертв политических репрессий, в том числе депортированных граждан: Закон РСФСР от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»; указы президента РФ от 15 июня 1992 г. №632 «О мерах по реализации Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества»; от 25 декабря 1993 г. № 2290 «О мерах по реабилитации калмыцкого народа и государственной поддержке его возрождения и развития»; от 3 марта 1994 г. № 448 «О мерах по реабилитации балкарского народа и государственной поддержке его возрождения и развития»; постановление правительства РФ от 30 октября 1993 г. № 100 «О мерах по реабилитации карачаевского народа и социально-экономической поддержке Карачаево-Черкесской Республики» и т. д.

Крымские татары и СССР

На сессии Верховного Совета СССР 12 июля 1989 г. была образована Комиссия по проблемам крымскотатарского народа. 28 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР обсудил выводы и предложения этой комиссии. По его поручению правительство СССР образовало Государственную ко миссию по проблемам крымскотатарского народа. Совет Национальностей 1 ноября 1990 г. принял постановление «О ходе осуществления первоочередных мер, связанных с возвращением крымских татар в Крымскую область», о союзно-республиканской Государственной программе по данному вопросу.

Постановлением Верховного Совета СССР от 7 марта 1991 г. «Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечению их прав» были отменены, в частности, указ президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 года «О преобразовании Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР», статья 2 указа президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1956 г. «О снятии ограничений по спецпоселению крымских татар, балкарцев, турок - граждан СССР, курдов, хемшилов и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны», статья 2 указа президиума Верховного Совета СССР от 5 сентября 1967 г. «О гражданах татарской национальности, проживающих в Крыму». Верховным Советам республик было рекомендовано, исходя из своей компетенции, рассмотреть указанные вопросы и принять по ним необходимые решения, не допуская ущемления прав и законных интересов граждан, проживающих на соответствующих территориях.

Крымские татары и Украина

В Украинской ССР был принят закон от 17 апреля 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине».

В июне 1991 года курултай крымских татар принял Декларацию о национальном суверенитете крымскотатарского народа, в которой, в частности, заявлялось: «Крым является национальной территорией крымскотатарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение». Курултай также провозгласил образование меджлиса «как высшего полномочного представительного органа крымскотатарского народа». При этом одной из программных целей провозглашалось «восстановление государственности крымскотатарского народа на всей территории его родины - Крыма».

В апреле 2000 года в Киеве прошли парламентские слушания по политико-правовым проблемам, связанным с восстановлением прав крымскотатарского народа и национальных меньшинств, депортированных с территории Украины. По итогам слушаний было принято постановление Верховного Совета Украины, в котором говорилось о необходимости законодательного определения статуса депортированных. Проблема крымских татар рассматривалась на специальном заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы, по итогам которого была принята специальная резолюция «О реинтеграции крымских татар».

Одной из главных законодательных проблем Украины было и остаётся отсутствие чёткого правового определения статуса депортированного. Соответствующий закон был одобрен Верховным Советом страны в 2004 году, но затем ветирован президентом Л.Кучмой.

Осенью 2008 года премьер-министр Юлия Тимошенко направила в парламент проект закона №3142 «О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку», подготовленный Госкомитетом по делам национальностей и религий. Однако кабминовский законопроект был раскритикован меджлисом как «декларативный и совершенно неприемлемый». Рассчитывая привлечь на свою сторону крымскотатарский электорат, осенью прошлого года Ю. Тимошенко признала недостатки правительственного законопроекта, согласилась его отозвать и одобрить проект, разработанный меджлисом. Законопроект Мустафы Джемилёва, внесённый зимой, предусматривает компенсации депортированным лицам стоимости утраченной недвижимости за счёт средств госбюджета, наделение их и их потомков земельными участками, безоплатную передачу в собственность готового жилья, пенсии в тройном размере и целый ряд других льгот.

Как известно, по результатам встречи с представителями крымскотатарского народа президент Янукович издал поручение, касающееся решения наиболее проблемных вопросов обустройства и социально-культурного развития депортированных граждан. Об этом «Крымская правда» уже писала.

В частности, премьер-министру Николаю Азарову поручено до 1 ноября 2010 доработать с учётом интересов соответствующих национальных общин законопроект «О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку» (зарегистрирован в Верховном Совете Украины 24.02.10 за №5515) и внести его на рассмотрение парламента. Должно быть ускорено также внесение на рассмотрение Верховного Совета Украины законопроекта «О концепции государственной этнонациональной политики Украины». Кабмину поручено обеспечить выполнение в 2010 году мероприятий, предусмотренных Программой расселения и обустройства депортированных крымских татар и лиц других национальностей, возвратившихся для проживания на Украину, их адаптации и интеграции в украинское общество на период до 2010 года, утверждённой постановлением Кабинета министров Украины от 11.05.06 №637. Президент также поручил премьер-министрам Украины и Крыма разработать и утвердить до 1 ноября порядок функционирования сводного реестра репатриантов и членов их семей, а до 1 октября - обеспечить прозрачность механизма выделения земельных участков гражданам, в том числе депортированным по национальному признаку.

О том, какого рода изменения могут быть внесены в законопроект, разработанный главой меджлиса, учитывая, что депутаты от Партии регионов голосовали против него, своим мнение с «Крымской правдой» поделился один из участников рабочей встречи с президентом лидер организации «Милли-фирка» Васви Абдураимов:

- Законопроект Джемилёва многих не устраивает, в том числе не устраивает президента. Поэтому он требует тщательной переработки. К этой работе подключены эксперты ОБСЕ с тем, чтобы украинский закон соответствовал рекомендациям и нормам, существующим в Европейском совете по защите прав национальностей, национальных меньшинств. Президент поручил Кабинету министров и крымскому руководству доработать этот законопроект с учётом присутствовавших на совещании представителей крымских татар с тем, чтобы до Нового года его принять. Тогда, на совещании, было дано устное поручение, а теперь есть уже официальное поручение Азарову и Джарты. Так что это будет абсолютно не закон Мустафы Джемилёва. Это будет закон Партии регионов. Милли-фирка совместно с другими общественными организациями, в частности, Фондом поддержки исследований коренных народов, провела два этапа слушаний при самом широком участии крымскотатарской общественности (но опять же без меджлиса), проанализировала все существующие законопроекты, начиная от кучмовского и заканчивая последним джемилёвским, выявила масштабы тех потерь, которые народ понёс в результате депортации, и приняла решение о выработке своего проекта, который, опять же при самом широком участии крымскотатарской общественности, предполагается вынести на третий этап слушаний - примерно в конце сентября. И затем уже этот законопроект от имени общественных организаций передать законодателям Украины с тем, чтобы эти предложения были учтены, наше видение было известно. Мы поставили главное условие: украинский закон о восстановлении прав депортированных не может быть априори ущербней тех решений, которые были приняты в своё время в СССР и в Российской Федерации, в её законе о реабилитации репрессированных народов. Это главное. Мы будем при разработке нашего законопроекта опираться именно на те судьбоносные решения конца 80-х годов, принятые в СССР и Российской Федерации.

Николай ФИЛИППОВ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий