В «Крымской правде» есть добрая традиция: перед каждыми выборами мы собираем экспертов, которым наша газета доверяет, для того чтобы они рассказали нашим читателям, чего ждать от этой кампании. Вместе с известными крымскими политологами - Александром Форманчуком, Андреем Мальгиным, Владимиром Джараллой, Сергеем Киселёвым, Виктором Харабугой - мы попробовали заглянуть в недалёкое будущее Крыма - после 31 октября.
- Эти выборы пройдут по новой избирательной системе. Читателям будут интересны ваши оценки избирательного законодательства, учитывая, что у нас регион особенный.
Александр Форманчук:
- На мой взгляд, нынешние выборы действительно будут особенными, в какой-то степени даже уникальными. Во-первых, это очень короткие выборы и поэтому следует ожидать не просто агрессивной среды, к которой мы уже привыкли, а я бы сказал, это будут даже жестокие выборы. Бесспорным фаворитом на этих выборах будет Партия регионов. Как она этим распорядится - это уже другой вопрос. Оппозиция сегодня «никакая». А новая появится, на мой взгляд, ещё не скоро. Так что у партии Регионов есть действительно шанс на этих выборах в основном получить в органах местной власти своих сторонников.
Виктор Харабуга:
- Збигнев Бжезинский, хорошо вам известный, говорил, что, после Конституции, второй по важности закон - закон о выборах. Поскольку в условиях демократии элиты всегда правят с помощью манипуляций сознанием народа, то закон о выборах - необычайно важный инструмент. Изменение закона всегда говорит о том, что что-то не так у власть имущих, и они ищут новые рычаги и средства, чтобы закрепить положение или усилить его. Самый несправедливый, на мой взгляд, антидемократичный закон, это мажоритарная система относительного большинства, так называемая «английская», когда, набрав на один голос больше в избирательном округе, человек называет себя «всенародно избранным» депутатом. Это оптимальный вариант использования административного ресурса и т.д. и т.п. Когда говорят о «фальсификациях», это большое преувеличение, потому что здесь не нужно ничего фальсифицировать. А вот использовать свой ресурс для преференций в СМИ, безусловно, будут. Если мы возьмём одномандатные округа в Крыму, которые уже нарезаны, я уверен, и избирком их только «проштампует», так вот Первомайский район, Раздольненский, Черноморский - это избирательный округ. По количеству избирателей. Тридцать тысяч избирателей - весь район. Если выдвинется голова райгосадминистрации, кто победит - детский вопрос, да? Вот эта схема и будет работать. Если бы ещё у Партии регионов и их лидеров хватило ума, призывая людей подтягивать пояса, начать с себя. Некоторые пенсии до 70 тысяч доходят, зарплаты - соответственно. Этакая «латиноамериканизация» страны. Я согласен, что Партия регионов - лидер. Но ситуация для неё непростая. Она даже может получить по спискам меньше, чем получила бы весной. Эта методика, которую применяет ПР, имеет свойства бумеранга. Она может таким «бумерангом» вернуться для Партии регионов через два-три года. Всегда опасно менять избирательную систему.
Сергей Киселёв:
- Как наблюдатель я понимаю чрезвычайную важность для центральной власти кампании по местным выборам и, самое главное, достижения результата, необходимого для создания системы управления страной. А как рядовой гражданин я хочу сказать, что, мало того, что этот закон о выборах несправедлив по сути своей, этот закон о выборах никак ещё не учитывает специфику Крымской автономии. Проблема автономии центральной властью постоянно игнорируется. Учет специфики Крыма мог бы выразиться в предоставлении особого статуса, как это было раньше, крымским партиям. Есть силы, которые просто не могут распространиться на всю Украину. Есть просто региональные политические интересы. И эти региональные интересы представляют региональные политические элиты.
Я считаю, что «остроту» и даже «жесточайшую непримиримость» избирательная кампания получит в среде политического класса. Люди устали от политики за прошедшие 25 лет просто до изнеможения. Перестают смотреть политические шоу и уходят в частный семейный интерес. Поэтому могут привлекаться технологии, которые будут активизировать избирателя. В этом ключе, мне хотелось бы особенно подчеркнуть, что закон, внесенный на днях, о функционировании языков на Украине, по моему убеждению - чисто спекулятивная акция. Я считаю, что этот закон, в конце концов, так и не будет принят. Ставятся в начале избирательной кампании в стратегии партии экономические цели, а в последние недели перед выборами все, всё равно, приходят к вопросам идеологии. Безусловно, психологическая атмосфера стала легче, мне перестали каждый день указывать на мою «второсортность» и «ненужность» в этом государстве со своими идеями, мыслями, чувствами и переживаниями. Но это совсем не значит, что меня привлекли к деятельности в этом государстве по его устройству и т.д. и т.п. То есть, я, как был не нужен «оранжевым», так я не нужен оказываюсь и «бело-голубым». У киевской власти нет понятия, нет желания, нет мастерства для управления автономией. Всё-таки надо приходить к своей основной идеологии, говорить, что Украина сложена из разных регионов, и в разных регионах должна проводиться разная политика. Если же этого не будет, то, как уже говорили, эффект «бумеранга» ударит в следующем избирательном цикле по Партии регионов так, что, может быть, мы уже и не увидим эту партию в новой избирательной кампании. Точно так же, как сегодня просто панически разбегается электорат из «Батькивщины». Я знаю результаты опросов - в некоторых населённых пунктах ни один человек не высказывается в поддержку партии «Батькивщина». Ни один, вообще ноль. Это - плоды той политики, которую мы наблюдали на протяжении последних лет.
Андрей Мальгин:
- Прошло 20 лет с момента распада Советского Союза, и эти выборы будут проходить в интересной общественно-политической ситуации. Происходит, с одной стороны, смена поколений во властных элитах, и мы видим новых, очень молодых людей в списках различных партий, а с другой стороны, мы переживаем процесс острого кризиса региональной элиты, и может быть, он окажет наибольшее влияние на ситуацию выборов, поскольку крымская политическая элита, на мой взгляд, не выдержала испытания временем.
Владимир Джаралла:
- Я полностью согласен, что сейчас мы видим кризис крымской политической элиты, который вызван её неспособностью к государственному и стратегическому мышлению. С другой стороны, мы видим появление новой политической силы - новой команды «регионалов». Её отличает именно командный стиль работы, они показывают достаточно эффективные методы в работе с местными кадрами. Главная проблема, пожалуй, будет одна - это отсутствие оппозиции. На кого сбрасывать рост цен, на кого сбрасывать то, что расходы растут, на кого? И получается, что, раз нет оппозиционеров, то это будет обращаться на тех, кому принадлежит власть. Здесь есть одна интересная тенденция, но я не знаю, будет ли она реализована - это возможность обращаться напрямую к самому народу. То есть попытка создать некое «единство» между властью и народом. Самое интересное, пожалуй, для меня в этой кампании - удастся это реализовать или нет.
- Давайте попытаемся сравнить кампанию 2006 года с кампанией-2010. Предстоящая кампания, какой она будет? Более «технологичной», более «конкурентной», более «грязной»?
Александр Форманчук:
- Ну, как я уже сказал, она будет более «грязной» и более «жестокой», потому что мажоритарная система выборов предполагает более жёсткий уровень конкуренции на персональном уровне. Она будет более непредсказуемой, чем в 2006-м году. Понимаете, у людей накопилось очень много раздражения. К возможности диалога власти с народом я отношусь очень скептически, потому что у нас народ настолько отчуждён от власти, у него настолько уже на генетическом уровне существует недоверие к власти, что оно никуда не исчезло и не исчезает. Но я согласен, нет альтернативы Партии регионов. Когда человек приходит на избирательный участок, то даже при нелюбви к «регионалам», вряд ли он отдаст свой голос татарам, коммунистам, БЮТу, или там ещё кому-то. Поэтому, всё-таки у Партии регионов есть преимущество. С другой стороны, ещё один «фактор раздражения» - когда вы придёте на избирательный участок, то получите 7 бюллетеней на руки. Семь бюллетеней даже для нас, сидящих здесь - и то будет непросто. А представьте себе обычного человека.
Виктор Харабуга:
- Любая кампания, если она замыкается на уровне областного Совета, районного, и нет параллельно выборов в Верховный Совет Украины, всегда будет менее идеологизирована, поскольку здесь более приоритетны хозяйственные вопросы, местные проблемы. У «регионалов» есть хорошие возможности для работы, и тут я с Александром Андреевичем не совсем согласен, что «трудно предсказать». Вот смотрите - выборы в Верховный Совет АРК. Сто депутатов, 50 - по одномандатным округам. Если я увижу фамилии выдвинувшихся по этим округам, я приблизительно смогу сказать, что будет победителем. И если технологии у «регионалов» будут отработаны правильно, они очень неплохой урожай могут за счет одномандатных округов собрать и тем самым уже обеспечить большинство. А вот с партийными списками будет сложнее.
Андрей Мальгин:
- Кампания 2006-го года проходила в разгар «оранжевой революции» с огромным накалом борьбы и страстей. Я думаю, что ничего подобного не произойдет в 2010-м году. Это «постреволюционные» выборы. Я соглашусь, что результаты этих выборов достаточно прогнозируемы.
Владимир Джаралла:
- Действительно, не будет идеологии и происходит всё по одной схеме: есть основная сила и есть те, кто пытается с ней бороться. Все, даже те, кто является «противниками», в принципе, понимают результат, и практически с ним согласились. И те, кто является «противниками», просто думают о том, сколько они получат.
Сергей Киселёв:
- Я считаю, что кампания будет идеологизирована, и, по мере приближения выборов, градус идеологического противостояния будет нарастать, потому что больше говорить кандидатам в депутаты не о чем. Я даже не исключаю такой степени личного противостояния на отдельных округах, когда для отдельных депутатов будет угроза для их жизни.
- Как вы оцениваете влияние экономических факторов на результат этих выборов?
Александр Форманчук:
- С точки зрения мотивации избирателя, на первый план вышли проблемы повседневной жизни, которые определяются экономикой. Безработица, мусор, дороги – то, что действительно надоело. Мне кажется, что Джарты это понимает, и как раз то, что в Симферополе начали асфальтировать дороги - это, конечно же, положительный импульс.
Виктор Харабуга:
- Вы знаете, я поинтересовался у людей, которые в Макеевке жили. У них очень хорошее мнение о Джарты как о хозяйственнике. В 90-е годы он навёл порядок хоть элементарный - улицы освещены, подметаются и т.д. Пока я не вижу, хороший он или плохой хозяйственник. Кстати, попробуйте лидеров крымских партий оценить с позиций, хороший он хозяйственник или плохой - всех причём, от левых до правых.
Сергей Киселёв:
- Наши люди десятилетиями хорошо не жили. Разговоры о пенсиях, о тарифах очень серьёзно подрывают авторитет нынешней власти. Поэтому выборы надо было проводить весной, а реформы уже сейчас начинать. После выборов «регионалы» ещё бы не успели наделать ошибок, и тогда сегодня вся власть была бы в их руках. И надо было этим пользоваться и не обращать никакого внимания ни на какую оппозицию.
Андрей Мальгин:
- Безусловно, экономические проекты у Партии регионов сейчас будут занимать приоритетное место, но здесь важно не перегнуть палку. Да, можно заработать на ремонте дорог голоса. Но, скажем, такой проект как «пробитие тоннеля через Ай-Петри» просто может угробить весь авторитет Партии регионов разом. Он сначала угробит Ай-Петри, а следом авторитет партии.
Владимир Джаралла:
- Все боятся идеологии в Крыму, в то время как все выборы в Крыму всегда были идеологическими. И потом в самом конце, все кто от идеологии отказывался, всё равно к ней вернутся. Всё равно, чем раньше начинаешь заниматься идеологическими вопросами, тем больше потом выигрываешь в конце.
- У нас экономикой занимается правительство Джарты. Как вы считаете можно оценить промежуточные итоги его деятельности? Что он успеет сделать до 31 октября? Как это отразится на результатах выборов в Крыму?
Александр Форманчук:
- Я бы с относительным «плюсом» оценил эти результаты. Мне кажется, правительство Джарты меньше должно заниматься саморекламой, а пусть бы люди оценили сделанное сами. Хотя, ещё раз хочу сказать, заявка определённая положительная сделана.
Виктор Харабуга:
- Команда «регионалов» в Крыму - «два в одном». Команда «макеевская» и команда вот этих крымских «регионалов». А крымские «регионалы» - это такое аморфное сообщество, которое кочевало из одной партии в другую. Поэтому, отстранили их от власти или дали какую-то «долю» в экономике - об этом никто горевать не будет. «Макеевские» позиционировали себя как некая команда «антикризисных менеджеров». Но это громко сказано. Вот во время войны Косыгин со Шверником вывозили завод, сгружали в чистом поле, и он начинал давать продукцию, вот это были антикризисные менеджеры. Сегодня, слава богу, бомбы никому на голову не падают. Почему бы стоящие заводы вдруг хоть чуточку не заработали?
Сергей Киселёв:
- Мне кажется, что, во всяком случае, для меня, какие-то экономические мотивы самыми последними будут из того, о чём я буду думать, прежде чем поставить крестик в бюллетене. Социальная ответственность бизнеса - этот вопрос необходимо поднимать.
Андрей Мальгин:
- За полгода каких-то результатов сложно ожидать экономических. А промежуточным итогом могло бы быть только одно - это хорошая привлекательная программа. Вот если я прочитаю к 31 октября экономическую программу правительства Джарты, я буду аплодировать.
Сергей Киселёв:
- Управленцы Крыма почему-то считают, что лучшие специалисты по Крыму живут в Киеве, в Москве, в Вашингтоне, где-нибудь в Париже, в Макеевке. А здесь, те люди, которые обладают уникальным опытом крымского регионального управления, с их идеями, их опытом оказываются невостребованными.
Владимир Джаралла:
- Главным итогом полугодовой деятельности правительства Джарты стало то, что мы можем сегодня с полным основанием заявить, что в Крыму появился лидер. Действительно, хозяйственник. И теперь вопрос, станет ли политиком. Это мы увидим, конечно, в ближайшее время, и кампания об этом скажет.
- Фавориты и аутсайдеры, выборов 31 октября, кто они?
Александр Форманчук:
- Бесспорным лидером, конечно, является Партия регионов. Хотя, мне кажется, они завышают свои возможности. Из аутсайдеров я бы на первое место поставил БЮТ. Я думаю, у него будет проблема с преодолением трёхпроцентного барьера. Вообще аутсайдерами можно назвать практически всех, кроме Партии регионов. Потому они в сумме могут набрать не больше тридцати-тридцати пяти процентов.
Виктор Харабуга:
- Да, действительно Партия регионов лидером будет в Крыму, но мне всё-таки кажется, что она большую часть наберёт по одномандатным округам. У Компартии есть определённый электорат, и по спискам она реализует его, а вот по округам там «бой быков на пятачке» будет. У меня большое сомнение по партии «Союз», хотя она очень старается. Есть шансы у людей Тигипко, но вот я смотрю на плакаты - какие-то совсем никому не известные там прыгают люди. Авторитет Тигипко понятен, но я-то выбираю мэра, городского, районного депутата. «Пророссийским» партиям тоже придётся достаточно сложно. Заявляла Витренко, что возглавит список - у неё личный рейтинг есть, но послужит ли он «паровозом», который вытащит мелкие фигуры - вопрос. Люди Яценюка, по-моему, шансов не имеют. Этот закон очень бьёт по этническим общинам - они выпадают из борьбы за большинство одномандатных округов.
Сергей Киселёв:
- Общее мнение, я думаю, что Партия регионов - фаворит, а «Батькивщина» - аутсайдер. Кто пройдет? Пройдут Партия регионов, коммунисты, партия «Русский блок», «Союз», «Курултай-Рух». А остальное всё - от двух до трёх процентов и ниже. Это на сегодняшний момент. Что будет через месяц - увидим.
Александр Форманчук:
- «Договориться» в таком случае должны все, кроме Партии регионов, потому что Партия регионов ни с кем договариваться не будет. Это моё мнение.
- Какие перспективы у русского движения на этих выборах?
Александр Форманчук:
- У русского движения всегда в Крыму были, есть и будут шансы. Потому что это определено исторически самим составом населения, традициями. Другое дело, как русское движение в Крыму пользуется этим. До сих пор оно пользовалось плохо. Но представлено в крымском парламенте и местных органах власти оно будет. Но не так, как оно могло бы быть представлено, с точки зрения его потенциала.
Виктор Харабуга:
- На грани по пропорциональной системе - может пройти, а может и не пройти. И весьма у них сложная будет ситуация по одномандатным округам. Там два-три человека могут пройти в Верховный Совет Крыма. Крайне мало популярных сильных фигур, нет таких больших денег, которые перекрыли бы ошибки, главное, нет оргработы толковой, нет выстроенной идеологической работы.
Сергей Киселёв:
- Минимальный потенциал на любых выборах русских это 30-35 процентов. Бездарность руководителей русских организаций заключается в том, что нельзя делать смелое лицо с дрожащими коленями. Надо быть честным, смелым и добиваться своей цели всеми возможными методами, а не быть трусами и бегать пресмыкаться там по коридорам.
- Какие политические силы сойдут с арены после 31 октября?
Александр Форманчук:
- «Блок Куницына» де-факто уже не существует, он уже сошёл. «Блок Наталии Витренко» скорее всего, тоже.
Владимир Джаралла:
- Социал-демократы объединённые тоже исчезают. «Бютовцы» под большим вопросом.
Андрей Мальгин:
- «Юли» приходят и уходят, а «Андреи Виленовичи» остаются.
- Раз будет правящая партия, то будет и оппозиция какая-то? Кто претендует на роль «главной» оппозиционной силы?
Владимир Джаралла:
- Главная оппозиция будет внутри самой Партии регионов. Потому что набрала всех без исключения с самыми разными интересами. Вот эти интересы и будут служить источником нестабильности и проблем внутри этой гигантской суперфракции.
Александр Форманчук:
- Хочу поддержать эту мысль. Мы должны всё-таки понимать, что происходит на общегосударственном уровне - создание той модели единоличного правления президента Януковича, которой сегодня противопоставить практически никто ничего не сможет. Она транслируется на регионы. И в Крыму как раз Джарты формирует вот эту вертикаль, под Януковича. И ему это удастся на сегодняшнем этапе, на этих выборах это будет «миг торжества».
Андрей Мальгин:
- Это выборы, которые мало что изменят. Тенденция уже задана, она видна. Выборы только её подтвердят.
Комментариев нет:
Отправить комментарий