Казалось бы, какая связь между проблемами налогообложения и тематикой нашего журнала? При чем тут НДС? Какое отношение эти пресловутые три буквы могут иметь к химии? С какой стати мы о них заговорили?
А связь все-таки есть. И самая непосредственная. Химическая промышленность для многих стран стоит далеко не последней в ряду бюджетообразующих отраслей. И ни для кого не секрет, что продукция химпрома - одна из ведущих статей экспорта-импорта для государств Евроазиатского континента, налоговые системы большинства которых построены на применении НДС.
Стоит еще заметить, что и охотники «похимичить» с налогом на добавленную стоимость обнаруживаются и в чопорной Британии, и в педантичной Германии, и в недавно сменившей цвет Украине…
Но об этом разговор ниже.
Парламентарии, выбирающие между двумя налогами,
похожи на женщину, которая никак не может решить,
какое из двух платьев купить. Обычно она покупает оба.
Лоренс Питер
Вместо вступления. Свобода и государственное регулирование.
Необходимость придать «звериному лику капитализма» человеческие черты стала очевидной после ряда сокрушительных кризисов в странах «свободного рынка». Один из главных инструментов государства в регулировании экономических процессов без прямого посягательства на свободу рыночных отношений – это система прямых и косвенных налогов.
Прямые налоги, взимаемые с личного дохода и имущества налогоплательщика удобны, в первую очередь, своей определенностью и предсказуемостью. В странах со стабильно развивающейся экономикой и, следовательно, стабильным ростом доходов граждан, бюджетные поступления от прямых налогов также стабильно возрастают.
Косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизные сборы и т.п.) не ориентированы на конкретного налогоплательщика и взимаются в виде надбавок к цене товаров и услуг. Приобретая тот или иной товар по цене, установленной продавцом, покупатель может и не знать, что платит не только за свое приобретение, но еще и уплачивает косвенные налоги, например, НДС. Государство, в свою очередь, лишено непосредственного контакта с налогоплательщиком, поскольку налог, уплаченный покупателем, получает через продавца. Экономисты видят главные преимущества косвенных налогов в их широком распространении и взимании относительно малыми долями, что облегчает их собираемость. В то же время, чрезмерное завышение ставок, особенно при налогообложении т.н. «предметов первой необходимости» приводит к удорожанию товаров, снижению доходов граждан и, в конечном счете, к снижению налоговых поступлений в бюджет.
Выражаясь не академически – серьезным и эффективным инструментом нужно уметь серьезно и профессионально пользоваться.
Коротко об НДС
Относящийся к группе косвенных налогов, НДС (Value Added Tax, VAT) взимается во всех странах Евросоюза. В Европе первой НДС ввела Франция (см. Таблицу 2) под аббревиатурой TVA (Taxe sur la Valeur Ajoutee). Несмотря на разницу в названиях (VAT, TVA и т.д.) экономическая сущность его неизменна.
НДС - налог на потребление, т.е. оплачивается, в конечном счете, как ни крути, потребителем товара или услуги. В соответствии с международной практикой в число налогов на потребление включаются три косвенных налога: налог на добавленную стоимость, налог на продажи и налог с оборота.
До 50-х годов ХХ века в западных странах господствовали налог с оборота и налог на продажи. Впоследствии они стали заменяться НДС. Считалось, что он, сохраняя достоинства других налогов на потребление, свободен от их основных недостатков. С точки зрения международных отношений, НДС «ориентирован на пункт назначения», то есть товары и услуги облагаются в стране назначения или месте их потребления, а не по месту происхождения или производства.
Сегодня в программе унификации в рамках ЕС проблема налога на добавленную стоимость занимает одно из центральных мест. Более того, наличие НДС является обязательным условием членства в этой организации.
В странах СНГ налог на добавленную стоимость вводился в начале 90-х (см. Таблицу 1), главным образом, по трем причинам: вследствие необходимости экстренного пополнения опустошенных бюджетов, для борьбы с гиперинфляцией и в рамках «евроинтеграции». Путь, который европейские страны проходили десятилетиями, у нас сократился до нескольких лет, зато никто не скажет, что мы скучно живем! Ну а в результате, система администрирования НДС до сих пор имеет ряд существенных недостатков, обусловленных отсутствием долгосрочного прогноза результатов ее введения.
Продолжая разговор о логике формирования НДС в налоговой политике государства, следует также учитывать, что уровень добавленной стоимости в разных отраслях неодинаков. Одни компании получают сверхприбыли, другие едва сводят концы с концами. Уровень добавленной стоимости зависит от общего уровня конкуренции на рынке товаров и услуг, доли импорта, конъюнктуры мировых цен (если товар экспортный), наконец, от индивидуальных особенностей собственно бизнеса, бизнесменов и чиновников. Скажем, для торгового посредника, занимающегося перепродажей товаров, ставка НДС 15-20% – не столь уж тяжкое бремя. А в производстве товаров и услуг, особенно интеллектуально емких, уровень затрат значительно выше, а значит, существенно ниже возможный уровень добавленной стоимости. Поэтому общий подход «под одну гребенку» неприемлем. Не случайно во многих странах используют дифференцированные ставки НДС для стимулирования определенных отраслей.
Ставки «постсоветского пространства»
В большинстве бывших стран СЭВ налог на добавленную стоимость был введен после распада «социалистического лагеря», а с исчезновением Советского Союза появился и в наших странах (см. Таблицу 1). В то время НДС рассматривался в качестве экстренной меры по мобилизации средств в национальные бюджеты в условиях инфляции. Избрав целью и смыслом существования вступление в ЕС, страны бывшего СЭВ назвались странами Центральной и Восточной Европы и Балтии, и принялись пересматривать свои налоговые системы в части НДС в сторону более тесной увязки с директивами Евросоюза.
Украина. «Бюрократический» НДС
Здесь мы имеем довольно высокие ставки НДС – 20%. Опыт стран с более развитой рыночной экономикой свидетельствует, что меры по увеличению НДС могут сыграть положительную роль лишь в том случае, если полученные в результате дополнительные финансовые средства будут использованы как база для параллельного проведения серьезных налоговых послаблений в целях стимулирования экономического роста, типа заметного снижения налога на прибыль. Однако в данной ситуации это ведет к подавлению предпринимательской активности.
При создании налоговой системы Украины почему то были забыты такие естественные функции налогов, как социальная и регулирующая (в частности, стимулирующая). А ведь именно от исполнения этих функций зависит благосостояние граждан, экономический рост государства. В украинской же системе налогообложения основной упор делается на функцию фискальную – наполнение бюджета. Кроме того, существующая система обложения НДС в Украине значительно усложняет порядок ведения бухгалтерского учета и увеличивает его трудоемкость.
Среди регионов Украины по размаху махинаций лидируют Донецкая и Одесская области, в которых, по свидетельствам налоговиков, возмещать НДС порой приходится в размерах, превышающих объемы бюджетных поступлений.
Например, по неофициальным данным, в прошлом году до 80% полиэтилена ввозилось на территорию Украины с использованием вексельных схем «ухода» от НДС.
Что касается отраслей экономики, то, по наблюдениям экспертов, львиная доля налоговых преступлений совершается в экспортно-ориентированных секторах: металлургии (особенно это касается операций с ломом черных и цветных металлов), химической промышленности, а также в сфере разработки компьютерных программ, особенно в случаях, когда этим видом деятельности занимаются непрофильные структуры.
Российский НДС в 2005 г.
Изменения, внесенные в Налоговый Кодекс РФ в 2004 году, вступили в силу с 1 января текущего года.
1. Повышение ставок
С 2005 года с 10% до 18% увеличивается ставка НДС при реализации следующих видов услуг:
- по экспедированию и доставке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой;
- редакционных и издательских работ (услуг), связанных с производством указанных изданий и книжной продукции;
- по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях;
- по оформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания, в том числе услуг по их доставке подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки.
Следует отметить, что Закон № 195-ФЗ вносит изменения не в саму главу 21 НК РФ, а в Федеральный закон от 28.12.2001 № 179-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в ст. 149 и 164 части второй НК РФ”. Этот Закон устанавливал, что те положения ст. 164 НК РФ, которые предусматривали налогообложение указанных видов услуг по ставке 10%, утрачивают силу с 1 января 2005 года.
Таким образом, с нового года все перечисленные выше виды услуг облагаются по ставке 18%.
2. «Обнуление» ставок
С 2005 года увеличился список товаров, облагаемых по ставке 0%. Теперь к ним отнесены нефть, включая стабильный газовый конденсат, и природный газ, которые экспортируются на территории стран СНГ, за исключением Республики Беларусь. До 1 января 2005 года такая реализация приравнивалась к реализации товаров на территории РФ в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ и облагалась в 2004 году по ставке 18%.
Что касается торговых отношений с Беларусью, то взимание косвенных налогов будет регламентироваться Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь. Правительство РФ 4 сентября прошлого года одобрило проект Соглашения и поручило его подписать Минфину России от имени Правительства РФ.
Проект предусматривает применение при экспорте товаров нулевой ставки НДС при условии документального подтверждения факта осуществления экспорта (ст. 2). При импорте товаров косвенные налоги будут взиматься в стране импортера (покупателя), за исключением ряда случаев (ст. 3).
В настоящее время реализация любых товаров в Беларусь приравнивается к реализации товаров на территории РФ. Новые нормы будут применяться после ратификации Соглашения, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором будет осуществлен обмен ратификационными грамотами (п. 2 ст. 6 Закона № 102-ФЗ).
Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ и оказании услуг будет оформлен отдельным протоколом к Соглашению, до введения в действие которого в РФ будут действовать нормы ст. 148 НК РФ, предусматривающие взимание НДС в зависимости от места реализации работ (услуг).
3. Новые льготы
Закон № 109-ФЗ вносит изменения в две статьи: 146 и 149 НК РФ.
В п. 3 ст. 149 добавлены две новые льготы. Они предоставляются налогоплательщикам, которые реализуют жилые дома, помещения и доли в них, а также передают доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир. С 2005 года такие операции налогообложению не подлежат. В связи с этим не подлежат вычету и суммы НДС, уплаченные поставщикам по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления таких операций.
Закон № 109-ФЗ внес также поправки в п. 2 ст. 146 НК РФ, дополнив его новым подп. 6, который из объекта налогообложения выводит операции по реализации любых земельных участков (долей в них). Ранее из объекта исключалась только передача земельных участков, входящих в имущество государственных и муниципальных предприятий, выкупаемое в порядке приватизации (подп. 3 п. 2 ст. 146 НК РФ). Новые поправки помогут избежать многих проблем, в основном связанных с получением вычета НДС по таким операциям.
Операции, перечисленные в ст. 146 НК РФ, вообще исключаются из объекта обложения. Суммы НДС, уплаченные поставщикам, для осуществления таких операций также не подлежат вычету.
4. Подтверждение нулевой ставки
Нововведение затрагивает п. 5 ст. 165 НК РФ. Касается оно организаций, осуществляющих перевозку экспортных товаров на железнодорожном транспорте. Для них ст. 131 Закона № 122-ФЗ установлен иной перечень документов, необходимых для подтверждения обоснованности нулевой ставки НДС. С нового года такие организации представляют в налоговые органы не все копии документов, подтверждающих фактическое поступление выручки за оказанные услуги и определяющих маршрут перевозки, а только их реестры. Документы необходимо представить не позднее 180-ти дней со дня отметки таможенных органов на перевозочных документах о перевозке товаров, имеющей более позднюю календарную дату. При этом, если налоговый орган потребует отдельные перевозочные документы или выписки банка, включенные в реестры, их копии перевозчик должен представить в течение 30 дней с момента получения требования налогового органа.
Рис.1. Структура поступлений администрируемых ФНС РФ доходов в федеральный бюджет по видам налогов в январе-феврале 2005 года (в %).
Источник: ФНС РФ
По информации ФНС России, поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в январе-феврале 2005 года составили 288,4 млрд. рублей (рис. 2) и по сравнению с тем же периодом 2004 года выросли в 2,7 раза.
Суммы, фактически возмещенные налогоплательщикам (по нулевой ставке налога) в январе-феврале 2005 года (по предварительным данным) составили 49,0 млрд. руб., что соответствует уровню января-февраля прошлого года.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в январе-феврале около 1,6 млрд. рублей.
Беларусь-РФ. Новый принцип взимания НДС и последствия его применения
В Белоруссии очень много недовольных тем, как обе страны перешли на новый принцип взимания НДС с 1 января 2005 года. Фактически газ для Беларуси стал теперь на 18% дороже, и Минск отчаянно пытается справиться с надвигающимся кризисом. Теперь белорусы вынуждены, покупая российский газ, платить еще 18% НДС в свой бюджет. Эксперты считают, что ни в России, ни в Беларуси этот вопрос как следует не продумали и не подготовили почву для действий. Критиковал свое «недальновидное правительство» и президент Александр Лукашенко. Тем не менее, никаких радикальных мер до сих пор принято не было.
Заключая газовый контракт с «Газпромом» на этот год, в Беларуси планировали понизить входящую цену на топливо на 18%. Но «Газпром» настоял на «прошлогодней» цене в 46,68 долл. за 1000 куб.м.
По условиям контракта между ОАО «Газпром» и ОАО «Белтрансгаз» от 30 декабря 2004 года, Газпром должен поставить в Белоруссию 19,1 млрд. куб. м газа по цене 46,68 долл. за 1000 куб. м. В контракте также предусмотрено, что при наличии технической возможности газотранспортной системы в 2005 году будет поставлено дополнительно до 1,4 млрд. куб. м газа. Транспортные тарифы составляют 0,75 долл. за 1000 куб. м при транспортировке по сетям ОАО «Белтрансгаз» и 0,46 долл. - по газопроводу Ямал-Европа.
Минфин Белоруссии обращался к правительству РФ с просьбой о выделении кредита в 146 млн. долл. на погашение возросшей цены на газ. При этом Белоруссия только в декабре прошлого года получила от России 175 млн. долл., чтобы рассчитаться за голубое топливо за 2004 год.
По сообщению Интерфакса, даже с учетом транзита Минском было оплачено только 22,8% российского газа.
Как сообщал РБК, во время встречи глав правительств РФ и Белоруссии 15 марта в Москве, белорусская сторона взяла на себя обязательства по транспортировке дополнительного объема российского газа по своей территории. Об этом сообщил премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский. Он отметил, что правительство республики и Газпром уже согласовали данный вопрос. В свою очередь, глава российского правительства Михаил Фрадков отметил, что в настоящее время «завершается техническая работа по адаптации решений о переходе взимания косвенных налогов по стране назначения». По его словам, эта работа будет завершена в ближайшее время. По мнению российского премьера, переход на новую систему взимания косвенных налогов позволит увеличить объем товарооборота двух стран, достигший в прошедшем году рекордного объема в 17,5 млрд. долл.
ВРЕЗКА
Налог на добавленную стоимость в ближайшие три года снижаться не будет, сообщил министр финансов РФ Алексей Кудрин журналистам после заседания бюджетной комиссии.
«Мы можем вернуться к обсуждению НДС за пределами трехлетия», - сказал Кудрин журналистам.
РИА «Новости», 11 марта 2005 г.
Казахстан. Налоговое неравенство.
Начиная с 2000 года налог на добавленную стоимость снижался в несколько этапов. Вначале с 24% он был уменьшен до 20%, при этом государство вводило дифференцированные ставки: скажем, на продукты питания НДС составлял 10%. Позднее было решено вернуться к единой базовой ставке в 16%., затем ее снизили до 15%. В целом можно сделать вывод, что правительство пыталось использовать НДС как рычаг для временного стимулирования отдельных отраслей. Льготы вводились и упразднялись спустя год-два. Но для одной группы предприятий льготы по НДС существовали всегда. Это компании-экспортеры, что, в принципе, есть общепринятым в мировой практике.
В начале 90-х годов стимулирование экспорта было одним из основных стратегических интересов государства. Для этого предприятиям-экспортерам было разрешено использовать нулевую ставку налога на добавленную стоимость. Условие возврата НДС было заложено в первый Закон о налоговой системе, который действовал до 1995 года. Налоговый кодекс 2001 года также сохранил льготы экспортерам, правда, с небольшой оговоркой: был запрещен экспорт металлолома. Этот запрет был вызван обширным вывозом из Казахстана лома черных и цветных металлов в 90-е годы. Экспортеры металлолома, имея рентабельность бизнеса свыше 100%, еще и имели индивидуальные льготы, в том числе по возврату НДС. Существование такой системы льготного налогообложения фактически стимулировало теневую экономику.
Главным недостатком действующего порядка экспортных льгот по НДС специалисты считают возможность использования их фирмами-посредниками, что, в свою очередь, открывает простор для построения длинных посреднических цепочек между производителем и собственно экспортером, а значит, изначально создает предпосылки, чтобы льготой пользовались не те, кому она предназначена.
Под выгоды, связанные с возвратом НДС, в Казахстане и за его пределами создаются сотни «фирм-однодневок» и фиктивных предприятий.
Представителям налоговых служб известны многочисленные факты лже-экспорта, когда возврат налога начислялся по фактически не существовавшим поставкам.
Экспортеры нефти тоже имеют высокую добавленную стоимость своей продукции. Но она обусловлена исключительно внешними факторами - конъюнктурой мировых цен. Объемы возврата НДС достигают десятков и сотен миллионов долларов. Таким образом, рост добычи нефти создает своего рода замкнутый круг. Чем больше сырья по более высокой цене отправляется на экспорт, тем больше бюджет Казахстана должен отдать компаниям-экспортерам в рамках возмещения НДС при экспорте.
НДС по-европейски
Французский TVA обеспечивает свыше 40% всех налоговых поступлений страны (см. рис.2). В стране зарегистрировано около 3 млн. плательщиков НДС. Расчет ведется самими предприятиями; при упрощенном учете - налоговой службой.
Сейчас наблюдается тенденция к снижению налоговых ставок и сокращению их количества.
Законами Франции предусмотрено два вида освобождения от НДС:
- Окончательное (оно же полное и бесповоротное): компенсация НДС по экспорту и в результате различных ставок при покупке и продаже.
- От уплаты НДС освобождаются три вида деятельности:
- медицина и медицинское обслуживание;
- образование;
- деятельность общественного и благотворительного характера. Также освобождаются все виды страхования, лотереи, казино (в самом деле, не облагать же налогом капризы Фортуны!).
Существует список видов деятельности, где индивидуум может осуществить свое неотъемлемое право выбора между НДС и подоходным налогом. как то:
1) сдача в аренду помещений для любого вида экономической деятельности;
2) финансы и банковское дело;
3) литературная, спортивная, артистическая деятельность, муниципальное хозяйство.
В целом, французский НДС выглядит более гибкой структурой, нежели российский или украинский. Это проявляется в широкой системе скидок и льгот. Важная особенность французского НДС - это возможность его уменьшения на сумму, направленную на инвестиции. Но при всей своей гибкости французский НДС обеспечивает более 40% всех налоговых поступлений, что говорит о его эффективности и бескомпромиссности тамошних мытарей. Рассматривая этот налог с точки зрения мировой налоговой гармонизации, нужно отметить положительную тенденцию к его снижению и переходу от использования четырех ставок к использованию двух.
Системой налогообложения, основанной на НДС, пользуются не только все страны Евросоюза, но и ряд экономически развитых монстров, не являющихся членами ЕС, таких как Канада, Япония, Южная Корея. В США вместо НДС взимается близкий по своей сущности налог с продаж.
Название налога на добавленную стоимость в каждой стране различно, но коварная сущность его неизменна. Уровень ставки также различен и колеблется в пределах 15-25 % в зависимости от страны (см. Таблицу 3).
НДС в странах Евросоюза был введен в 1970 году. Спустя 7 лет была принята 6-я Директива (77/388/EEC), «гармонизировавшая налоговую базу» союза и позволившая отменить таможенные границы внутри ЕС. Разумеется, постоянно совершенствуются различные схемы уклонения от уплаты налогов. Одна из основных лазеек – это принцип возвращения НДС при экспорте.
После принятия решения о ликвидации налоговых границ между странами ЕС, вступившего в силу с 1 января 1993 года, были предприняты многочисленные усилия по оптимизации правил, регулирующих применение НДС, чтобы обеспечить свободное перемещение товаров и граждан между странами-участницами. Вначале торговые агенты, чтобы удостовериться, что их клиент уплачивает НДС в другой стране Евросоюза, должны были обращаться с запросом в налоговые органы страны покупателя. Затем для применения нулевой ставки при экспорте товаров в ЕС стало достаточным в счет-фактуре поставщика указать 9-значные идентификационные номера НДС поставщика и покупателя. К гадалке не ходи: махинаций и потерь было немало. Но к мерам контроля и тотальным проверкам, мешающим развитию бизнеса, в Европе стараются не прибегать (политкорректность и права личности рулят). Лишь с 15 июня 2003 года в ЕС был открыт онлайновый доступ к системе обмена информацией между налоговыми властями стран-членов. Проверить регистрационный номер плательщика НДС компаний Евросоюза за умеренную мзду (примерно 0,5 евро) любой желающий может и по мобильному телефону.
Действующие правила возврата уплаченного НДС на территории Евросоюза регулируются Директивами 6 и 8. В отношении налогоплательщиков, зарегистрированных за пределами ЕС, применяется Директива 13.
Несмотря на стремление к унификации налоговых правил и обилие регулирующих документов, такого понятия, как «общеевропейский НДС» пока не существует. Ставки налога в странах ЕС различны. Например, в Швеции, Финляндии, Дании они превышают максимально рекомендуемые руководящими органами Евросоюза (14-20%). Что касается западноевропейских стран, не входящих в ЕС, то ставки налога на добавленную стоимость в них также заметно отличаются (в Норвегии – 23%, в Швейцарии – 6,5%).
Последние изменения в системе налогообложения стран Евросоюза касались, главным образом, введения налога на торговлю software-продуктами в сети Интернет и особенностей присоединения к Союзу десяти новых членов. Следующим шагом на пути гармонизации налоговых систем европейских государств может стать «ограничение рентабельности» НДС, т. е. ограничение доли налога в структуре бюджетов стран-членов ЕС. В настоящее время наблюдается достаточно большой разброс (рис. 2)
Рис. 2. Доля НДС в структуре бюджетов разных стран
Источник: Экономика Российской Федерации в условиях реформирования: Сборник научных трудов под ред д. э. н.. В. В.Бандурина
Количество ставок НДС в разных странах также различно (см. Таблицу 4). В большинстве стран, применяющих в налоговых системах дифференцированные ставки НДС, их три: две ненулевых - базовая и пониженная, плюс нулевая ставка. Ряд товаров и услуг освобождаются от НДС. В то же время в некоторых странах существует единая ненулевая ставка НДС. А, например, в Швеции существуют даже три ненулевых ставки НДС: 25 %, 12 % и 6 %. Среди европейских стран именно Швеция и Дания выделяются наиболее высокой базовой ставкой НДС - 25 %. Эти страны традиционно характеризуются наиболее тяжелой общей налоговой нагрузкой, - чтобы законопослушное население в полной мере ощутило радость от приобщения к скандинавской модели социализма!
Таблица 4. Распределение количества ставок НДС в странах мира, %
1 ставка | 2 ставки | 3 ставки | 4 ставки | 5 ставок | 6 ставок |
51 | 30 | 13 | 5 | 1 | 0 |
Источники:
International Bureau of Fiscal Documentation (IBFD, 2004);
Corporate Taxes 2003–04, Worldwide Summaries (PricewaterhouseCoopers).
В Германии из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государству налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета превышает 25% и занимает второе место после подоходного налога.
В Великобритании к налогу на добавленную стоимость также относятся с особым пиететом. И здесь он занимает почетное второе место после подоходного налога и формирует примерно 17% бюджета страны.
«Химия» с НДС.
Принцип возмещения НДС при экспорте практически всегда являет собой искушение уклонения от уплаты налога. Теоретически, возврат НДС осуществляется для предотвращения двойного налогообложения с целью обеспечения конкурентоспособности экспортируемых товаров. Предполагается, что на всех стадиях создания добавленной стоимости товара в бюджет уплачиваются соответствующие суммы налога. Поэтому проблем с возмещением НДС у экспортеров вроде бы не должно быть: государство просто возвращает то, что уже уплачено. А вот на практике фискальные органы не могут, либо, по каким-то личным мотивам, не хотят обеспечить в полном объеме уплату налога поставщиками и предшествующими им по технологическим цепочкам фирмами, поскольку количество участников и сложность структуры экспортных цепочек ничем не ограничены.
ВРЕЗКА
Список
основных способов минимизации налогообложения, используемых российскими нефтяными компаниями
- использование внутрикорпоративных цен при расчетах между подразделениями интегрированных нефтяных компаний;
- вывод сбытовых подразделений в ЗАТО и внутренние налоговые гавани для минимизации налога на прибыль;
- создание оффшорных компаний с номинальными владельцами и номинальными менеджерами для проведения экспортно-импортных операций;
- занижение цены нефти в экспортных контрактах и завышение цены оборудования и других видов продукции в импортных контрактах;
- включение штрафных санкций в экспортно-импортные контракты для вывода денег в оффшоры;
- использование кредитных соглашений для тех же целей;
- включение оффшоров в схемы "серого" инвестирования, с использованием механизма лизинга оборудования;
- манипулирование термином "скважинная жидкость" при налогообложении нефти на устье скважины;
- использование фирм-однодневок для реализации партий нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке.
antitax.ru
Возмещение НДС из бюджета
1. Производитель продукции или добывающая компания продают товар подставной компании-однодневке.
2. Подставная компания (зарегистрированная компаниями аффилированными с Экспортером) перепродает товар (или сырьё) Экспортеру, получая, в том числе, сумму НДС. До сдачи квартальной отчетности Подставная компания ликвидируется, НДС в бюджет не перечисляется.
3. Экспортер реализует товар (или сырьё) зарубежному Покупателю.
4. Экспортер предъявляет бюджету сумму НДС к возмещению. Возмещение осуществляется в 3-х месячный срок, как правило, после проверки. Однако, в случаях сговора Экспортера с ГНИ, возмещение может быть осуществлено без дополнительных формальностей.
allmoney.ru
Схема ухода от НДС с помощью векселя
Основной принцип такой схемы – вывод части оборота в оборот ценных бумаг. К примеру, поставщик заключает договор с покупателем товара на сумму 120 руб., но реальная цена сделки — 150 руб. Покупатель выдает поставщику вексель с номиналом в 150 руб. со сроком погашения, например, через два месяца. Поставщик продает этот вексель своей оффшорной компании за 120 руб., которая предъявляет его покупателю. Покупатель оплачивает 150 руб. по векселю. В итоге поставщик получает 120 руб. (прибыль оседает на оффшоре). Основной недостаток подобных схем состоит в том, что покупатель примет к зачету сумму входящего НДС только с суммы 120 руб.
«Джон Тайнер и Российские партнеры»
По классификации британских налоговых служб, в странах Евросоюза распространены 2 основных схемы уклонений от уплаты НДС-VAT. При использовании «схемы» первого типа злоумышленники учреждают «фирму-однодневку», которая затем импортирует товар из другой страны ЕС. По торговым правилам Евросоюза (принцип страны назначения), компания-продавец не включает сумму налога в цену товара. Фирма-однодневка перепродает товар внутри страны и мгновенно исчезает, не заплатив НДС. Доказать факт мошенничества, т. е. что фирма не обанкротилась на самом деле, а создавалась специально с целью уклонения от уплаты налогов, почти невозможно.
Непременное условие: и компания-продавец, и исчезающая фирма-покупатель обязательно должны быть зарегистрированы в качестве плательщиков НДС на территории Европейского Союза.
Вторая, более сложная схема получила название «карусель мошенничество», или проще, «карусель». Тут сказался не только пресловутый английский юмор. Принцип построения этого типа мошенничества, действительно, чем-то напоминает карусель.
Сначала, как и в схеме №1, некая европейская, например британская, компания покупает товар в другой стране ЕС. Соответственно, без включения в стоимость суммы налога. Все вполне законно. Но затем этот товар вместо транспортировки в Великобританию через длинную цепочку подставных фирм снова возвращается в страну происхождения, а после этого продается в Великобританию. Количество таких «кругов» может достигать нескольких десятков. «Карусель» останавливается тогда, когда одна из компаний-участниц потребует возмещения НДС из британской казны.
По заявлениям ирландского Criminal Assets Bureau (CAB) и британского Asset Recovery Agency (ARA), европейский НДС «постоянно подвергается криминальным атакам».
В ноябре 2002 года была раскрыта очередная «схема» торговых операций, позволившая недоплатить НДС(VAT) на сумму более 300 млн. фунтов!
По мнению специалистов, удручающее сокращение размеров экспортно-импортных операций Ирландии в 2003 году (на 12,2% и 14,3% соответственно) отчасти объясняется налоговыми мошенничествами, связанными, главным образом, с уклонением от уплаты НДС(VAT). Если исключить из рассмотрения товарные группы, наиболее подверженные влиянию налоговых преступлений (например, транспортное оборудование), картина становится куда менее удручающей, а цифры «падения» уменьшаются на порядок.
А вот для основной статьи ирландского экспорта - химикатов и связанных продуктов 2003 год стал крайне неудачным. Снижение объемов достигло 8,5%.
Ослабление торговых отношений с Великобританией (годовое снижение объемов экспорта и импорта достигло 36% и 29%) также объясняется влиянием налоговых мошенничеств.
Вместо заключения
... Косвенные налоги
скрывают от каждого отдельного лица сумму,
которую они платят государству,
тогда как прямой налог ничем не замаскирован,
взимается открыто и не вводит в заблуждение
даже самого темного человека.
Прямые налоги, следовательно, побуждают каждого
контролировать правительство,
тогда как косвенные налоги
подавляют всякое стремление к самоуправлению.
К. Маркс
Очевидно, что рассмотреть все особенности взимания налога на добавленную стоимость в рамках одного обзора не представляется возможным. Можно сделать лишь некоторые выводы. Несмотря на великое многообразие систем налогообложения в странах мира, в большинстве так или иначе присутствуют налог на добавленную стоимость либо его аналоги. Причем не просто присутствуют, но и занимают центровые места. В то же время нельзя не заметить, что в разных странах НДС «работает» по-разному. Причин тому много. Эффективность налогообложения добавленной стоимости зависит от индивидуальных особенностей государства. Например, для стран СНГ характерны низкий уровень экономического развития, высокая степень коррумпированности чиновничьего аппарата, «несбалансированная» система налогового администрирования. Конечно, это лишь малая часть возможных ответов на вопрос «почему у них работает, а у нас нет», который столь часто встречается в прессе. Но, с другой стороны, нельзя не заметить, что несмотря на все различия между «развитыми» и «постсоветскими» странами, функционирование НДС подчиняется, в целом, одним и тем же законам. Примером могут служить льготные ставки налога, одинаково порождающие самые разные «теневые схемы» и у «них», и у «нас». Разумеется, громких скандалов, связанных с уклонением от уплаты налогов в странах бывшего СССР заметно больше, чем в благополучной и законопослушной Западной Европе. Это и неудивительно. Но вот экономический фундамент построения таких «комбинаций» один и тот же. Там, где есть какие-либо льготы (например, «нулевая ставка» НДС при экспорте), обязательно появятся и те, кто постарается ими незаконно воспользоваться.
В подтверждение - еще один пример, уже непосредственно относящийся к тематике нашего журнала.
Южноафриканские «умельцы» придумали больше десятка химических (в прямом смысле!) способов обхода НДС и акцизного сбора. Смешивая особым способом дизельное топливо с парафинами, они выдавали его за растворители, внешнеторговые операции с которыми освобождены от налогов. В результате такой «химии» с горючим и налогами, правительство ЮАР по приблизительным оценкам SAPIA (The South African Petroleum Industry Association) недосчиталось от 300 до 500 миллионов рэндов (10 рэндов ЮАР равны 1,3 долл. США).
На помощь в борьбе с изготовителями таких незаконных «коктейлей» пришла… тоже химия. Всех импортеров и производителей парафиновых растворителей обязали использовать специальный «маркер» - химическое вещество особого состава, которое легко обнаруживается даже при ничтожно малых концентрациях.
Результат не заставил себя долго ждать – по итогам 2000-2001 годов резко снизилось количество продаж парафиновых растворителей, и так же резко упал спрос на них. Зато спрос на дизельное топливо заметно вырос, и объемы продаж увеличились на 307,485,661.00 литров. А государство получило дополнительно 407, 604, 094.96 рэндов.
Такая вот поучительная история… (по материалам South African Revenue Service, 06.08.2001)
Тем не менее, очевидно, что попытки окончательно решить проблему махинаций с НДС путем простых, но радикальных решений («отмена всех и всяческих льгот» и т.п.) не будут эффективными и, скорее всего, принесут экономике государства еще больший вред, чем сами «теневые» махинации.
Отмена же НДС, о которой также немало говорят в СМИ (и втайне мечтают многие бухгалтеры), в ближайшем обозримом будущем не представляется возможной. По крайней мере, в Европе. Но возможными и вполне логичными представляются эволюционные изменения в системах администрирования налогообложения прибавочной стоимости по примеру экономически развитых стран.
Таблица 1. Ставки НДС в странах СНГ
Страна | Дата введения НДС | Стандартная ставка, % | Другие ненулевые ставки, % |
Армения | Jan. 1992 | 20 | |
Азербайджан | Jan. 1992 | 18 | |
Беларусь | Jan. 1992 | 18 | 10 |
Грузия | Jan. 1992 | 20 | |
Казахстан | Jan. 1992 | 15 | |
Кыргызстан | Jan. 1992 | 20 | |
Молдова | Jan. 1992 | 20 | 8 |
Россия | Jan. 1992 | 18 | 10 |
Таджикистан | Jan. 1992 | 20 | |
Туркменистан | Jan. 1992 | 20 | |
Украина | Jan. 1992 | 20 | |
Узбекистан | Jan. 1992 | 20 | 15 |
Таблица 2. НДС (VAT) в странах ЕС.
Страна | Дата введения НДС | Стандартная ставка, % | Другие ненулевые ставки, % |
Австрия | Jan. 1973 | 20 | 10; 16 |
Бельгия | Jan. 1971 | 21 | 6; 12 |
Великобритания | Apr. 1973 | 17.5 | 5 |
Венгрия | Jan. 1988 | 25 | 5; 15 |
Германия | Jan. 1968 | 16 | 7 |
Греция | Jan. 1987 | 18 | 4; 8 |
Дания | Jul. 1967 | 25 | |
Ирландия | Nov. 1972 | 21 | 4.3; 13.5 |
Испания | Jan. 1986 | 16 | 4; 7 |
Италия | Jan. 1973 | 20 | 4;10 |
Кипр | Jul. 1992 | 15 | 10 |
Латвия | Jan. 1992 | 18 | 5 |
Литва | Jan. 1992 | 18 | 5; 9 |
Люксембург | Jan. 1970 | 15 | 3; 6; 12 |
Мальта | Jan. 1995 | 18 | 5 |
Нидерланды | Jan. 1969 | 19 | 6 |
Польша | Jul. 1993 | 22 | 3; 7 |
Португалия | Jan. 1986 | 19 | 5; 12 |
Республика Словакия | Jan. 1993 | 19 | |
Словения | Jul. 1999 | 20 | 8.5 |
Финляндия | Jun. 1994 | 22 | 8; 17 |
Франция | Jan. 1948 | 19.6 | 2.1; 5.5 |
Чешская Республика | Jan. 1993 | 19 | 5 |
Швеция | Jan. 1969 | 25 | 6; 12 |
Эстония | Jan. 1992 | 18 | 5 |
Таблица 3. НДС (VAT) в других странах мира
Страна | Дата введения НДС | Стандартная ставка, % | Другие ненулевые ставки, % |
Албания | Jul. 1996 | 20 | |
Алжир | Apr. 1992 | 17 | 7 |
Аргентина | Jan. 1975 | 21 | 10.5; 27 |
Австралия | Jul. 2000 | 10 | |
Бангладеш | Jul. 1991 | 15 | |
Барбадос | Jan. 1997 | 15 | 7.5 |
Бенин | May 1991 | 18 | |
Боливия | Oct. 1973 | 14.9 | |
Ботсвана | Jul. 2002 | 10 | |
Бразилия | Jan. 1967 | 20.5 | 22 |
Болгария | Apr. 1994 | 20 | |
Буркина Фасо | Jan. 1993 | 18 | |
Камбоджа | Jan. 1999 | 10 | |
Камерун | Jan. 1999 | 18.7 | |
Канада | Jan. 1991 | 7 | |
Кабо-Верде | Jan. 2004 | 15 | |
Центрально-Африканская Республика | Jan. 2001 | 18 | |
Чад | Jan. 2000 | 18 | |
Чили | Mar. 1975 | 19 | |
Китай | Jan. 1994 | 17 | 4; 6; 13 |
Колумбия | Jan. 1975 | 16 | 7; 10; 20; 35 |
Республика Конго | Jun. 1997 | 18 | 8 |
Коста Рика | Jan. 1975 | 13 | 5 |
Кот д’Ивуар | Jan. 1960 | 20 | 11.1 |
Хорватия | Jan. 1998 | 22 | |
Доминиканская Республика | Jan. 1983 | 12 | |
Эквадор | Jul. 1970 | 12 | |
Египет | Jul. 1991 | 10 | 5; 20; 30 |
Сальвадор | Sep. 1992 | 13 | |
Эфиопия | Jan. 2003 | 15 | |
Фиджи | Jul. 1992 | 12.5 | |
Габон | Apr. 1995 | 18 | 10 |
Гамбия | Jan. 2003 | 10 | 15 |
Гана | Dec. 1998 | 12.5 | |
Гватемала | Aug. 1983 | 12 | |
Гвинея | Jul. 1996 | 18 | |
Гаити | Nov. 1982 | 10 | |
Гондурас | Jan. 1976 | 12 | 15 |
Исландия | Jan. 1990 | 24.5 | 14 |
Индонезия | Apr. 1985 | 10 | 5 |
Израиль | Jul. 1976 | 17 | 9 |
Ямайка | Oct. 1991 | 15 | 12.5 |
Япония | Apr. 1989 | 5 | |
Иордания | Jan, 2001 | 16 | 4 |
Кения | Jan. 1990 | 16 | 13 |
Южная Корея | Jul. 1977 | 10 | |
Ливан | Feb. 2002 | 10 | |
Лесото | Jul. 2003 | 14 | 5; 15 |
Македония | Apr. 2000 | 18 | 5 |
Мадагаскар | Sep. 1994 | 20 | |
Малави | May 1989 | 17.5 | 10 |
Мали | Jan. 1991 | 18 | |
Мавритания | Jan. 1995 | 14 | |
Маврикий | Sep. 1998 | 15 | |
Мексика | Jan. 1980 | 15 | 10 |
Монголия | Jul.1998 | 15 | |
Марокко | Apr. 1986 | 20 | 7; 10; 14 |
Мозамбик | Jun. 1999 | 17 | |
Намибия | Nov. 2000 | 15 | |
Непал | Nov. 1997 | 10 | |
Антильские острова | Mar. 1999 | 5 | 3 |
Новая Зеландия | May 1986 | 12.5 | |
Никарагуа | Jan. 1975 | 14 | 7;10;12 |
Нигер | Jan. 1986 | 19 | |
Нигерия | Jan. 1994 | 5 | |
Норвегия | Jan. 1970 | 24 | 12 |
Пакистан | Nov. 1990 | 15 | 2; 18; 20 |
Панама | Mar. 1977 | 5 | 10 |
Папуа Новая Гвинея | Jul. 1999 | 10 | |
Парагвай | Jul. 1993 | 10 | |
Перу | Jan. 1973 | 19 | |
Филиппины | Jan. 1988 | 10 | |
Румыния | Jul. 1993 | 19 | 9 |
Руанда | Jan. 2001 | 18 | |
Самоа | Jan.1994 | 10 | |
Сенегал | Mar. 1980 | 17 | 7 |
Сербия и Черногория | Сербия: Jan. 2005, 2003 | 18 | 8 |
Черногор.: 2003 | 17 | ||
Сингапур | Apr.1994 | 5 | |
ЮАР | Sep. 1991 | 14 | |
Шри Ланка | Apr. 1998 | 15 | 10 |
Судан | Jun. 2000 | 10 | |
Суринам | Apr. 1999 | 10 | 8 |
Швейцария | Jan. 1995 | 7.6 | 2.4; 3.6 |
Тайвань | Apr. 1986 | 5 | |
Танзания | Jul. 1998 | 20 | |
Таиланд | Jan. 1992 | 7 | |
Того | Jul. 1995 | 18 | |
Тринидад и Тобаго | Jan. 1990 | 15 | |
Тунис | Jul. 1988 | 18 | 6; 10; 29 |
Турция | Jan. 1985 | 18 | 1.; 8 |
Уганда | Jul. 1996 | 17 | |
Уругвай | Jan. 1968 | 23 | 14 |
Вануату | Aug. 1998 | 12.5 | |
Венесуэла | Oct. 1993 | 16 | 8 |
Вьетнам | Jan. 1999 | 10 | 5; 20 |
Западный берег и Сектор Газа | Jul. 1976 | 17 | |
Замбия | Jul. 1995 | 17.5 | |
Зимбабве | Jan. 2004 | 15 |
Источники:
International Bureau of Fiscal Documentation (IBFD, 2004);
Corporate Taxes 2003–04, Worldwide Summaries (PricewaterhouseCoopers).
Николай Филиппов
Комментариев нет:
Отправить комментарий